МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Логопедическое обследование детей»
методическая разработка по развитию речи

Обследование детей

Логопедическое обследование.

Звуковой анализ: виды

 

Разделы логопедического обследования

Обследование чтения

Психолого-педагогическая классификация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №15

Невского района г. Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«Логопедическое обследование детей»

Воспитатель: Старченко Ирина Юрьевна

г. Санкт-Петербург

сентябрь 2022 г.

Обследование детей

 Логопедическое обследование. В дошкольном учреждении основными аспектами обследования будет:

  1.  состояние устной речи и ВПФ (высших психических функций): (восприятие зрительное и речезвуковое),
  2.  память (зрительная и речезвуковая), ее объем, структуру процесса запоминания (особенно у детей подготовительной группы), мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация)

 Ребенок запоминает буквы с помощью абстрагирования. Операции сериации-упорядочивание (начинается с пирамидки).

  1. Функция внимания. должна быть устойчивой, направленной. Очень важно, чтобы эта функция была сформирована у детей подготовительной группы при переходе в школу. Она будет обеспечивать контроль за овладением знаковой системой языка. Синдром двигательной активности-синдром, когда дети не могут долгое время усидеть на месте, при этом не могут сосредоточиться и в итоге внимание рассеяно. Постоянно чем-то другим начинают заниматься. Внимание и усидчивость нужно формировать так же в подготовительной группе дет сада, чтобы она сформировалось к школе. Нужно выяснить причину этого синдрома (сбор анамнеза). За патологию его не считают, но на самом деле этот синдром очень яркий, помогает поставить ребенка в группу риска.  

 

Логопедическое обследование. У школьника смотрят те функции, которые помогают определить, что ребенок находиться в группе риска по чтению и письму. В общеобразовательном школьном учреждении основными аспектами обследования будет:

Зрительное восприятие.

А) восприятие букв в разных вариантах шрифтового изображения;

Б) восприятие букв в условиях зашумления (когда она зачеркнуты, перечеркнуты);

В) восприятия букв в условиях наложения друг на друга.

Фонематическое восприятия, лежащие в основе овладения письменной речью. Фонематическое восприятия-  что это смотри в: Эльконин «как учить детей читать», «Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями» НКЦ(нац. книжный центр) Гончарова С. Ю.

Звуковой анализ: виды 

1) естественный. Функция: смыслоразличения.  Обслуживает устную речь человека.

2) искусственный- набор интеллектуальных операций, которые обеспечивают письменную речь.

 В соврем логопедии под естественным видом звукового анализа понимается фонематических слух. Эльконин говорит о том, что фонематических слух - это особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать и дифференцировать фонемы(звуки) родного языка. В норме в онтогенезе фонематических слух формируется от 1,5 до 2 лет. В 2 года ребенок должен четко различать фонемы. Большой методической ошибкой логопеда является обследование фонематического слуха с проговариванием названий предъявляемых предметов. Методика обследования фонематического слуха невербальная, ребенок не говорит! Нужен альбом с картинками, мы называем слово, а ребенок показывает предмет (стимул- реакция). Смешанные слова в альбоме (мышка, мишка, миска). Если ребенок не называется правильно слова, то нужно выделить какие пары звуков он не различает. На единичном случае вывод не делается. Нужно несколько раз проверить точно ли ребенок не различает какую-то пару фонем.

    Это искусственный вид анализа. Фонематическое восприятие-ряд интеллектуальных операция: проверяем их. Обеспечивает письменную речь. Правильное написание

  1. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Ребенок должен как-то отреагировать (стукнуть, хлопнуть) если в слове есть тот или иной звук.
  2. Определение оппозиционного положения звука в слове. Расположение звука в начале, середине или конце слова.
  3. Определение линейной (структуры) программы слова (линейной последовательности, линейной структуры) звука в слове. Эта функция важна для письма, для перекодировки слова в буквы.
  4. Подсчет кол-ва звуков в слове.

Эти операции составляют смысл фонематического восприятия. По этим операция мы смотрим входит ли ребёнок в группу риска по дисграфии и дислексии.

 СМОТРИМ Абсолютное положение звука в слове, установление звуко -буквенных соотношений.

Дисграфия и дислексия ставиться после первого года обучения ребенка в школе!

Разделы логопедического обследования

  1. Сбор анамнеза.

Выяснить как протекала беременность и роды. Были ли какие-то осложнения (беременность: токсикоз, угроза вынашивания, резус-конфликт, перенесенные инфекционные заболевания, сколько времени были роды, родовспоможение, стимуляторы). Когда родился ребенок и когда закричал (должен это сделать сразу). Пренатальный период-беременность, натальны-роды. Нужна мед карта ребенка, чтобы узнать в какой месяц и что начал делать ребенок. узнать физическое развитие. Это все до года.

Знать! в какой месяц что формируется у ребенка, хорошо знать развитие ребенка.

      После года смотрим (выясняем): как реагировал и взаимодействовал ребенок со взрослыми, подражал ли им, учился ли артикулировать, играл ли в игру с вами, когда стал ходить, подпрыгивать, держать равновесие.      Смотрим Речевое развитие (от 1 до 2 лет): какие слова и сколько он говорил, пользовался ли жестовой речью, выполнял ли инструкции к нему обращенные(принеси ,покажи и тд), знал ли ребенок предметы окружающего мира, хорошо ли дифференцировал близкое окружение по голосам(мама, папа, дяди и тд), важно посмотреть как формируется словарный запас (должен быть не только активный, но и пассивный. должны быть предметы, с которыми он часто взаимодействует(малое пространство), и так же предметы большого пространства (дом, цветы, машины и т д)

  1. Обследование речевых функций (устной речи).

 2.а) обследование органов артикуляции на предмет нарушений (дефектов)  

     2,б) обследование звукопроизношения. С помощью материала. (Экспресс диагностика(Фомичева)). Смотрим на артикуляцию ребёнка, слышим, как он произносит звук (губной звук и т д). После того как определили нарушение, пишем его вид (произношение сонорное, свистяще и т д).

     2,в) смотрим состояние слоговой структуры. Для обследования слоговой структуры подбираем материал согласно 13 моделям слоговой структуры. (Иншакова О.Б.- альбомы материала по моделям). Пишем в карту вид нарушение (замена слога, перестановка слогов и т д).

  1. Обследование словарного запаса. Идет по основным лексическим группам соответственно возрасту. Лексические группы: одежда, обувь, посуда, игрушки, овощи и т д.

 Смотрим, как ребенок понимает пассивную часть словарного запаса (покажи где мальчик плывет по реке и т д) (то есть ребенок еще не говорит эти слова, но слышал их, знает их).

       В карте отмечаем какие лексические нарушения виды мы увидели: какой словарный запас и этиология ошибок: могут быть: полисимантизм (одним словом обозначает много понятий), диффузность (размывание границ значения слова, чаще всего в глагольной лексике (ушел и вышел одно и тоже для ребенка)), вербальная парафазия (словесные замены), у детей с фонематическими нарушениями (путают слова близко звучащие) бывают на основе сходства предметов, сходства звуков.

  1. Обследование грамматического строя речи. Обследуем основные части речи: существительное, глаголы, прилагательные, предлоги  по основным грамматическим признакам. (Ефименкова Л.Д., (+Мисаренко) средства материализации частей речи) пособия «коррекция нарушений письменной речи») Смотрим словобразование, словоизменение и т д.
  2. Обследование связной речи. Методики: Глухов (2002).

Методики по формированию навыков связного говорения : В.К. Воробьева «методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»(Москва 2006).

    А)Обследование навыков говорения по серии сюжетов по картинке. Выясняем сформированы ли процессы программирования речевого высказывания (может ли определить ребенок с чего начинается рассказ, кем заканчивается).

    Б) Обследование навыков говорения по одной картинке.

1)Выясняем сформированы ли операции замысла речевого высказывания.  

2) Смотрим Операции программирования высказывания (как она сформирована) (как будет составлять части текста, логически ли будут следовать друг за другом части, не будет ли перепрыгивать через эти части).

 3) Операции Отбора лексика грамматических средств (как идет отбор лексикограммачитеских средств, как ребенок связывает слова друг с другом по законам грамматики (согласование, управление).

Дальше рассказ на основе личного, жизненого опыта (когда до этого по картинкам рассказ). Смотрим как тут идет рассказ (это может позволить ребенку «раскрепоститься» и тогда возможно все структуры будут правильные)

  1. Констатация: что сформировано, что нет, какие нарушения и т д.

    На обследовании связной речи заканчивается обследование дошкольника. 

Если ребенок школьник-обследования письменной речи.

Цель этого обследования:

  1.  посмотреть, как ребенок усвоил графические символы языка (как он заполнил буквы). В начальной школе (1 класс) в нормативном развитии дети могут путать буквы как печатного так и  рукописного шрифта. В 1 классе дизграфию и дислексию мы не классифицируем. Только после 1 класса можно говорить о этим нарушениях.

2 цель: не входит ли ребенок в группу риска по нарушению письма и чтения.

3 цель выявление дизграфии и дислексии (определение вида и построения коррекционной работы).

Для детей 1 класса будет предложено переписывание предложения в рукописного шрифта (смотрим насколько ребенок моет копировать буквы, все ли он видит, видит ли соединения, сохраняет ли расстояния между словами). Второе задание перешифровка печатного шрифта в рукописный( смотрим устанавливает ли ребенок соответствие между двумя видами шрифтов).

                      Обследование чтения.

1 класс. цель: посмотреть на каком этапе становления чтения находиться ребенок и входит ли он в группу риска по возникновению дислексии. Настораживать должно: пропускает при чтении буквы, оптически близки буквы смешивает, буквоштабированное чтение(чтение по буквам), спуск ребенка по строке(съежает глазом по строке, начало с одной, середина со следующей и т д), пропуск целых слов( при этом ребенок не осознает, что теряется смысл написанного( это может наблюдаться у умственно отсталых детей, так же может не пропускать слова, то есть читать все правильно, но смысла не понимать), способ чтения ребенка (побуквенного чтения не должно быть уже в 2 классе. Должно быть чтение по слогам, а хорошо знакомые слова и активизированные в его речи должны читаться целиком).

Обследование письменной речи детей во 2 классе. Не должно быть: пропуск слов в процессе чтения, всевозможные варианты аграмматизма, потеря строки, не понимание смысла прочитанного, замена букв по оптическому признаку .

Во втором классе они читают с предугадыванием (угадывающее чтение): Кар… (карапуз, карандаш и т д).

    При обследовании определеных групп риска и причину, что вызывает трудность овладения (псих состояния, переработка информации, устно-речевые дефекты).

       После обследования речевых функций делаем логопедическое заключение, обращаемся к классификатору.  

        Классификация речевых нарушений по Ляпидевскому

Этио-патогенетическая классификация.

Названа так, потому что в основу положено два фактора: этиология нарушения (причины нарушения) и патогенез (патологическое проявление в речи, в чем проявляется в речи).

    По этиологии нарушения бывают: органические (центрального и периферического характера) и функциональные.

             По патогенезу нарушения бывают:

  1. 1 группа: дефекты звукопроизношения (дислалия(функциональное нарушение), дизартрия(органическое центрального характера нарушение), ринолалия)
  2. 2 группа: нарушение голоса (афония, дисфония, фонастения, мутации голоса (в связи с ростом и горманальным созреванием)
  3. 3 группа: нарушения темпоритмической организации речи (заикание, брадилалия, тахилалия)
  4. 4 группа: системные нарушения речи (афазия (все виды), алалия (все виды).
  5. 5 группа: дефекты письменной речи (аграфия (полная невозможность писать), дизграфия, алексия (полная невозможность читать), дислексия

2 классификация по Р. Е Левиной

Психолого-педагогическая классификация

Создана для того, чтобы детей с разными нозологическими нарушениями объединить в подгруппы для обучения.

Группы нарушений, выделенной Левиной Р.Е.:

1.1) Нарушение средств общения: фонетические нарушения (ФН) (страдает только произношения: дефекты звукопроизношения (дислалия (функциональное нарушение), дизартрия (органическое центрального характеристика нарушение), ринолалия).

1.2) Фонетико-фонематические нарушения (ФФН). Возникают трудность фонемного распознавания звука. На ряду с звукопроизношением идет проблема фонемного распознавания звука.

1.3) ОНР. Дефект, в котором есть нарушение всех сторон речи. Страдает вся языковая система. Кроме произносительной стороны речи, есть нарушения лексического запаса, грамматического строя. У школьников наблюдается дизграфия и дислексия.

  2) Нарушение в применения средств общения

2.1) заикание.

Нужно уметь соединять две группы классификации.

      В первой части заключения  пишем группу из этио-патогенетического классификации, дальше пишем нарушения с точки зрения психолого-педагогической классификации (она влияет на то, куда идет ребенок обучаться, в какую группу).

      После логопедического заключения составляется перспективный план развития ребенка (на одни на год, для других на два(период зачисления ребенка в группу). Каждый год ребенка обследуются и корректируется план). План пишется по каждому пункту обследования( состояние устной речи и ВПФ, память (зрительная и речезвуковая), функции внимания, . Фонематическое восприятие, речевые функции, словарный запас и т. д.)

При логопедическом заключении мы сначала пишем заключение по психолого-педагогической классификации, а потом по этио-патогенетической классификации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Логопедический массаж".

Методические рекомендации к проведению логопедического массажа...

Методическая разработка по теме: Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка.

Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на пер...

Методическая разработка на тему: "Сенсорное развитие детей в раннем возрасте -дидактические игры"..

роль  дидактических игр в сенсорном развитии  детей раннего возраста....

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей в раннем возрасте – дидактические игры»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитан...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по ...

Методическая разработка на тему: «Логопедический массаж в практике учителя-логопеда»

Логопедический массаж один из методов коррекции речи, который используется для стимуляции и улучшения работы артикуляционных органов....