Занятие по развитию речи на тему: "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Почитаева Людмила Викторовна

 Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков;

- развитие языкового чутья путём образования родственных слов;

- развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»);

-совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования:

  • образование относительных прилагательных;
  • образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
  • образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
  • употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов);

- закрепление и совершенствование навыков звуко - слогового анализа слов.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;

- развитие речевого слуха;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие диалогической речи;

-развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

3. Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

- воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy_-_srednyaya_gr.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков;

- развитие языкового чутья путём образования родственных слов;

- развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»);

-совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования:

  • образование относительных прилагательных;
  • образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
  • образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
  • употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов);

- закрепление и совершенствование навыков звуко - слогового анализа слов.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;

- развитие речевого слуха;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие диалогической речи;

-развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

3. Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

- воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • ноутбук, снежинки, загадками, игрушка Снеговик, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик), картинки снеговиков с недостающими деталями, плоскостные буквы, «Волшебный снежок», простые карандаши.

Ход занятия:

I.Организационный момент – дети стоят полукругом на ковре возле учителя – логопеда.

- Ребята, отгадайте загадку:

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О  каком времени  года эта загадка? (О зиме.)

 - И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

 - Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на свое место.    

Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша. (Дети отвечают и садятся).

II.Основная часть

Игра «Какой, какая?»

- Скажите, какая погода может быть зимой?

Учитель - логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… 

Снег – (снежная). Мороз – (морозная). Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).

Игра «Проделки зимы»

- Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка - зима, что же ты наделала?

  • Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
  • Метель мела и все тропинки… – (замела).
  • Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
  • Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
  • Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Игра «Назови ласково»

 - Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

  • Зима - (зимушка).
  • Мороз – (морозец).
  • Лёд – (ледок).
  • Холод – (холодок).
  • Снежинка – (снежиночка).
  •  Метель – (метелица)

Дыхательные упражнения

- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки. Дети вспоминают технику выполнения дыхательной гимнастики: вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку). А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

Отгадывание загадок

- Зима  морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Выбирайте  загадки. (Дети подходят к доске и выбирают загадки).

  • Мои новые дружки и блестящи, и легки,

          И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

  • Две новые кленовые подошвы двухметровые:

         На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

  • Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

         За верёвочку - узду через двор коня веду,

         С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу. (Санки)

  • Круглый маленький комочек я из снега соберу,

         Брошу в друга, брошу в брата,

         Мы играем, все в снегу. (Снежки)

  • Меня не растили – из снега слепили.

         Вместо носа ловко вставили морковку.

         Глазки – угольки, ручки – сучки. 

         Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Учитель - логопед показывает снеговика:

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят».

- Посмотрите, ребята, вот еще братья  снеговички,  но чего - то у них не хватает. Давайте дорисуем снеговиков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте  картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

Физкультминутка

- Дети все в кружок вставайте. Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  (Имитируют)

Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)

И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)

Игра «Доскажи словечко»

 - Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со  словом «снег». (Читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

  • «Тихо, тихо, как во сне,
    Падает на землю ... (Снег).
  • С неба всё скользят пушинки —
    Серебристые ... (Снежинки).
  • На дорожки, на лужок
    Всё снижается ... (Снежок).
  • Вот веселье для ребят —
    Всё сильнее ... (Снегопад).
  • Все бегут вперегонки,
    Все хотят играть в ... (Снежки).
  • Словно в белый пуховик
    Нарядился ... (Снеговик).
  • Рядом снежная фигурка —
    Эта девочка — ... (Снегурка).
  • На снегу-то, посмотри —
    С красной грудкой ... (Снегири).
  • Словно в сказке, как во сне,
    Землю всю украсил ... (Снег).

- Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Игра «Найди лишнее слово»

 - Вы так хорошо подбирали родственные слова к слову «снег». Предлагаю поиграть в  игру «Найди лишнее слово». (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

  • «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
  • «Снег, снегирь, снасти, снеговик».
  • «Холод, хороший, холодильник, холодок». 
  •  «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

 III.Заключительная часть

- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и дают ответы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи на тему : " Зимние забавы"

На занятии  по развитию речи  дети учатся составлять рассказы по сюжетной картине  " Зимние забавы". У детей обобщаются и систематизируются знания о зиме, развивается связная речь. У де...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

Интеграция образовательных областей: коммуникация, речевое развитие, познаниеВиды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательнаяЦель: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и яв...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Зимние забавы»

Цель: закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; выполнять звуковой анализ слов, составлять схемы предложений. Активизировать и пополнить словарь де...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Зимняя Одежда» 1 ранней группы

Коррекционно-образовательные: обогащать пассивный и активизировать словарный запас по теме: названия одежды, закреплять названия зимней одежды: колготки, кофта, штанишки, носочки, шапка...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Зимние забавы» (для детей разновозрастной группы)

Цель: формирование грамматического строя речи и обучение рассказыванию.Задачи: Образовательные:- закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь, загадки о нём;- учить детей словообразовани...