Конспект по развитию речи "Путешествие в книжное королевство" подготовительная группа 2020год
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Закреплять и расширять знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений, о писателях и поэтах.

Упражнять детей ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание (умение вслушиваться в речь взрослого).

Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов, в драматизациях.

Вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Развивать логическое мышление (умение сравнивать, рассуждать, искать выход из проблемных ситуаций). 

Развивать связную речь детей.

Воспитывать интерес к книге, бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_knizhnoe_korolevstvo_2020.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №8

г. Вязьмы Смоленской области

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ООД

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №11

НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КНИЖНОЕ КОРОЛЕВСТВО».

                                                                                             Подготовили:

              воспитатели Клюшкина О.П.            

Михайлова Л.В.

2020 г.

Задачи: 1. Закреплять и расширять знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений, о писателях и поэтах.

2. Упражнять детей ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

3. Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов, в драматизациях.

4. Развивать у детей зрительное и слуховое внимание (умение вслушиваться в речь взрослого).

5. Вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).

6. Развивать логическое мышление (умение сравнивать, рассуждать, искать выход из проблемных ситуаций). 

7. Развивать связную речь детей.

8. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.  

Оборудование: декорации: деревья, ёлки, пеньки, портреты писателей и поэтов; обложка книги; книжные листочки с заданиями; коврик; музыкальный центр, аудиозаписи; ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды; книги; полка для книг; иллюстрации из книг, указка; ветка дерева; сценки: кроватка, мышки, кошка, скамейка, прыгалки, маски; игрушечные глазки; книжки-раскраски.

   

Предварительная работа: чтение литературных произведений, русских народных сказок, пословиц и поговорок о книгах, просмотр презентации «Как делают бумагу», посещение школьной библиотеки, обыгрывание сценок по литературным произведениям, игра «Море волнуется…» (герои книг).

Метод: словесный, игровой.

Приемы: беседа, погружение в игровую ситуацию.

Ход ООД:

1.Организационный момент

Воспитатель: - Ребята! Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудесный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

2. Основная часть

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку и узнаете, что нас ждет впереди:

- Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться.

Что это? (Книга).

Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о книгах. Помните ребята, мы ходили на экскурсию в школьную библиотеку? Вам, там понравилось? Что вам больше всего понравилось? Сколько много книг там было. Огромный книжный мир. (Стук в дверь.)

 - Интересно, кто это? 

Появляется девочка – Книга.

Воспитатель: - Здравствуйте, расскажите нам, кто вы?

Книга- ребенок:

- Я не склеена, не сшита,

Без дверей, но закрыта.

Кто меня открывает,

Тот многое знает.

- Здравствуйте ребята, я книга. Я услышала, что вы обо мне ведете разговор и мне сказали, что в вашей группе, дети любят очень книжки и девчонки и мальчишки.

Воспитатель: - Да, очень любят книжки и поэтому мы с ребятами сегодня решили поговорить о книгах и хотим непременно побывать на книжной выставке. Удивительно, кто научил тебя разговаривать?

Книга-ребёнок: - Добрый волшебник по имени «Грамотей». В нашем книжном королевстве все умеют разговаривать.

Воспитатель: - Как хорошо, что ты Книжечка пришла к нам в гости.

- А ребята про тебя знают стихи, вот послушай.

1 ребёнок: - Книга говорит беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней!

2 ребёнок: - Книга – верный, книга – первый,

Книга – лучший друг ребят!

Нам никак нельзя без книжки, -

Все ребята говорят.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

3 ребёнок: - Книгу первую мою берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам –

И с конца, и с серединки,

В ней, красивые картинки,

Есть стихи, рассказы песни.

С книгой жить мне интересней!

4 ребёнок: - Я с детства с книжками дружу,

По строчкам пальчиком вожу,

И целый мир за это

Мне выдает секреты.

5 ребёнок: - Книга – лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

Воспитатель: - А ещё мы про тебя знаем пословицы и поговорки.

Дети: - Книги читать – скуки не знать.

- Кто много читает, тот много знает.

- Книга мала, а ума придала.

- С книгой поведешься – ума наберешься.

- Книги читать – не в ладушки играть.

- Одна книга тысячу людей учит.

- Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книга-ребёнок: - Спасибо ребята, много всего вы про меня знаете. Но у нас в книжном королевстве случилась беда. Злой волшебник «Нечитайка» самую главную книгу у нас украл, все листочки с книжки вырвал и по сказочному лесу разбросал. (Показывает обложку от книги).  Вот эта книжка мой дружок стала вдруг она мала, осталась без единого листочка, обложка только есть и точка. Чтоб вместе с книгой вам расти, листочки нужно все ее найти. Поможете вы мне друзья? (Ответы детей).

- Спасибо, не останусь я в долгу, вам подарки подарю.

Воспитатель: - Все листочки мы найдем, книгу в целости вернем.

- Ребята, скорее в путь, книгу нужно нам собрать и в книжное королевство отдать. Только как мы туда попадём?

Книга-ребёнок: - Есть у меня ковёр-самолёт, на нём и полетим. А вы помните из какой сказки этот предмет?

Дети: - Из сказки «Старик Хоттабыч»

Книга-ребёнок: - Молодцы! Ребята, устраивайтесь поудобнее, произнесём волшебные слова: «Сказка двери открывай, в королевство нас впускай». Полетели!

(Звучит волшебная музыка, дети идут по залу).

Воспитатель: - Ребята, кажется мы очутились в волшебном лесу. Но какой-то лес неприветливый, птички не поют, солнышко не светит. (Звучит музыка леса).

- Не бойтесь, пойдёмте за Книжечкой искать листочки и книжное королевство.

(Идут, проход закрыт, тропинка завалена книгами).

Воспитатель: - Как же нам пройти дальше? (Дети высказываются и складывают книги стопочкой и находят листочек от книги).

Воспитатель: - А вот и первый листочек, а на нем написано задание. (Читает) 

1. «Чтобы в книгу листочек попал, ответьте на мои вопросы. Злой волшебник «Нечитайка».

Воспитатель: - Всё про книжки с ребятами знаем, сейчас «Нечитайке» про них мы расскажем.

- Где бывает много книг? (В типографии, где печатают книги; в книжном магазине; в библиотеке; в детском саду; в школе; дома).

- Какие бывают книги? (Книги для детей и взрослых на различную тематику; книжки – малышки; мягкие детские книжки; музыкальные книги; книги, сделанные своими руками; книги-раскраски, энциклопедии, учебники. атласы, справочники, толковые словари).

- Как называют людей, которые пишут сказки? (Сказочники).

- Назовите фамилии знакомых вам писателей-сказочников? (А. Пушкин, К. Чуковский, Н. Носов, В. Катаев, В. Бианки, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсен, братья Гримм).

- Как называется профессия человека, который пишет стихи. (Поэт).

- Каких детских поэтов вы знаете? (А. Пушкин, С. Михалков, В. Маяковский, А. Барто, С. Маршак).

- Вспомните, какую последнюю книгу вам прочитали взрослые, или может вы прочитали её сами?

Воспитатель: - Молодцы ребята, справились с заданием злого волшебника «Нечитайки», много всего вы о книгах знаете. В нашу книжку наш листочек вставим. Дальше в путь мы пойдем, еще листочек найдем. (Звучит музыка колокольчиков).

Воспитатель: - Ребята, что это за дерево? Какие-то картинки висят на нём, да это же иллюстрации из разных книг. Давайте рассмотрим их поближе. (Ответы детей). А вот и листочек наш, на нём задание для нас, его мы выполним сейчас.

2. «Листок ты в книгу вставишь, коль викторину угадаешь. Злой волшебник «Нечитайка».

- Ребята вы готовы викторину угадать и листочек наш забрать? (Ответы детей).

- А вот и волшебный экран, на нём будут появляться правильные ответы.   (Слайды).

1.Как звали кота из сказок про дядю Федора из Простоквашино?

а) Мурзик.

б) Полоскин.

в) Матроскин.

2.  Назовите название сказки, в которой есть такие слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть, по-моему вели».

а) Аленький цветочек.

б) Цветик - семицветик.

в) Три поросенка.

 3.  Вспомните и назовите героя русской народной сказки, который растаял от огня.

а) Незнайка.

б) Мороз Иванович.    

в) Снегурочка.

4.Назовите автора книги «Дядя Степа».  

а) Николай Николаевич Носов.

б) Сергей Владимирович Михалков.

в) Самуил Яковлевич Маршак.

5.  Как звали главных героев из сказки  «Три поросенка»?

а) Ник-Ник, Нак-Нак, Нук-Нук.

б) Хрюша, Степашка и Филя.

в) Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.

6. Назовите знакомых вам авторов, которые пишут басни.

а) Корней Чуковский.

б) Иван Андреевич Крылов.

в) Александр Сергеевич Пушкин.

7. Какие басни вы знаете?

а) «Стрекоза и Воробей».

б) «Ворона и Лисица».

в) «Воробей и Снегирь».

8. В какой сказке мачеха отправила девочку в лес за цветами?

а) Морозко.

б) Двенадцать месяцев.

в) Красная шапочка.          А за какими цветами?

9. Лучший друг Чебурашки?

а) Шапокляк.

б) Крыска – Лариска.

в) Крокодил Гена.

10. Эта девочка дружила с проказником Буратино.

а) Белоснежка.

б) Мальвина.

в) Золушка.

Воспитатель: - Молодцы ребята, книжек много читаете, поэтому всё знаете.

- А сейчас давайте немножко разомнёмся и поиграем в подвижную игру «Море волнуется». (Ребята изображают любимых героев книг: старик, волк, заяц, лиса, буратино, царевна-лягушка, петушок, медведь, царевна-несмеяна, доктор Айболит).

Воспитатель: - Ребята, вы настоящие артисты, молодцы. Мы идем скорее дальше нам не страшно ничего, нашей книжке мы поможем, и листочки все найдем. (Звучит музыка колокольчиков).

- Смотрите, пенёк, а под пеньком листок, странно веточка на нем. (Читает задание).

3. «Листок вы возьмете, если скажите, зачем тут эта веточка лежит, что ее с листочком роднит? Злой волшебник «Нечитайка».

Воспитатель: - Да тут логика нужна, ну ребята выручайте стих нам громко прочитайте.

(Ребенок читает стихотворение).

- На фабрику бумажную деревья привезли

С них щепу содрали, сварили и под валик положили.  (Слайд).

Под валиком отжали, высушили  и отполировали.

И получили белый лист. (Обращается к листочку)

Вот что с веточкой тебя роднит.

В книгу быстро полезай и ребятам помогай.

Книга-ребёнок: - Молодцы ребята, всё же вы знаете!

Воспитатель: - Дальше идём искать листочки, книжные уголочки. (Звучит музыка колокольчиков).

- Посмотрите ребята, какая-то книжечка лежит. (Под ёлочкой). А какая она вся грязная, да рваная. Разве можно так с книгами обращаться? (Ответы детей).

- Молодцы, а вот и наш листочек, а на нём написано задание. (Читает). 

4. «Чтобы в книгу листочек попал, вот вам игра на внимание «Да – нет». Злой волшебник «Нечитайка».

- Слушайте внимательно вопросы, говорим только да или нет. Приготовились.

Что любит книжка?

– Обложку? — Да!

– Грязные руки? — Нет!

– Закладку? — Да!

– Дождик и снег? — Нет!

– Бережное отношение? — Да!

– Ласку? — Да!

– Яичницу? — Нет!

– Чистые руки? — Да!

– Валяться на полу? — Нет!

– Драться? — Нет!

– Жить на книжной полке? — Да!

– Любознательных читателей? — Да!

- Постарайтесь это всё выполнять.

Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь давайте отдохнем, а потом дальше листочки искать пойдем.

Пальчиковая гимнастика

Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
(Поочерёдно хлопаем в ладоши и стучим кулачками)

Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос всё узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

Воспитатель: - Вот какой большой книжный дом у нас получился.

- Отдохнули на полянке, дальше с вами мы пойдем и еще листок найдем. Ребята, а лес–то потихонечку оживает, слышите птички поют, солнышко вышло из-за туч. (Пение птиц).

 (Дети находят следующий листочек под деревом).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что такое, листочек шевелится, убегает! Наверное, боится, что мы его обидим. Не бойся. (К листочку привязана ниточка). Вот и задание. Тут написано: 

5. «Угадайте из какой книжки герои? Но условие, эти герои должны ожить. Злой волшебник «Нечитайка».

- Да очень сложное задание, что же нам делать? Не печалься, книжечка. Наши ребята в этих героев превратятся, правда ребята? А гости нам помогут, названия книжек подскажут. (Сценки: отрывок из произведения

С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», отрывок из произведения

С. В. Михалкова «А что у вас?», отрывок из произведения

А. Барто «Верёвочка»).

(Воспитатель вставляет последний листок в книгу и незаметно крепит на нее игрушечные глаза).

Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, книга вдруг глаза открыла, что – то хочет нам сказать, совет добрый дать.

(Звучит запись «обращение книги к детям»)

- Ребята спасибо вам. Посмотрите, как выросла я, а была только обложка моя. Вместе со мной выросли и вы юные читатели, спасатели мои. А подрасти вам помогли ваши знания и дружба.

Знайте же юные друзья мои, что чтенье книг, познанье вечное всегда.

Книга-учитель,

Книга - наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Удачи вам ребята.

Книга-ребёнок: - А вот и книжное королевство. И в нём мои друзья.

Воспитатель: - Да тут у вас настоящая выставка, смотрите ребята сколько книг, наших друзей. Ребята, какие книги вы видите на полочках? (Ответы детей).

- Молодцы! И ты книжечка присоединяйся к своим друзьям. (Воспитатель ставит книжку на полочку).

Книга-ребёнок: - Спасибо вам огромное, что вы победили «Нечитайку», помогли собрать мне книжку. Сколько всего интересного и полезного вы знаете. Как вы дети подросли, вы большие молодцы. Ну а я, как обещала вам подарки принесла - книги, ведь они ваши лучшие друзья. («Книга» вручает каждому ребёнку по книжке-раскраске)

3. Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться к себе в детский садик. Садимся на ковёр-самолёт, говорим волшебные слова: «Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай». Полетели!

Подведение итогов

Воспитатель: - Вот мы и в садике. Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? Спасибо вам, что выполнили все задания и помогли книжечке и всему книжному королевству.

- А с тобой книжечка, мы ещё не раз встретимся. До свидания!

- И напоследок мы хотим сказать: - Читайте больше книг ребята, ведь они помогают узнавать много нового и интересного. Вы будете расти вместе с книгой и становиться такими же сильными и добрыми героями. Любите и уважайте книги и не обижайте.

Воспитатель: - Давайте поблагодарим наших гостей за внимание и поддержку. (Благодарят). А теперь нам пора в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи во второй младшей группе.

"Путешествие в "Зеленую сказку"".Задачи: закрепить представление о зеленом цвете,обогатить словарь прилагательными-зеленый, зеленая, зеленые; обучить согласовывать данные прилагательные с существитель...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе «Кто живет в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи В первой младшей  группе «Кто живет в лесу» Задачи: Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц, белка, мед...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе "Одевание куклы Кати на прогулку."

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи   в первой младшей группе "Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку." Цели: Уточн...

Конспект по развитию речи в первой младшей группе "Наблюдение за кроликом"

"Наблюдение за кроликом"   (первичное наблюдение) .   Програмное  содержание: Познакомить детей с новым для них животным-кроликом. Знакомим  с особенностями его внешнего ...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию речи на татарском языке во второй младшей группе...

Конспект занятия "Развитие речи у детей младшей группы"

Программное содержание: Помочь детям вспомнить стихи и весне, добиваясь выразительного чтения. Упражняться в четком произношении звуков Ж_С_3. Помочь детям вспомнить название прочитанных сказок по...