Дидактические игры для детей с ЗПР
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сонникова Ольга Фёдоровна

Несомненно, использование дидактических игр в работе по развитию речи детей с ЗПР эффективно. Но, в начале, необходимо поиграть в игру с ребёнком индивидуально и несколько раз, чтобы вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Далее, при использовании игры с группой детей, ребёнок с ОВЗ будет отвечать уверенней, окажется в ситуации успеха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonnikova_igry_ovz.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические  игры для детей с ЗПР

Речь детей с ЗПР имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов.

Несомненно, использование дидактических игр в работе по развитию речи детей с ЗПР эффективно. Но, в начале, необходимо поиграть в игру с ребёнком индивидуально и несколько раз, чтобы вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Далее, при использовании игры с группой детей, ребёнок с ОВЗ будет отвечать уверенней, окажется в ситуации успеха.

В моей практике наибольший положительный эффект дают дидактические игры с мячом «Скажи наоборот» и др.  Отмечу, что очень нравятся детям с ЗПР игра «Скажи ласково» и игра (развитие употребления предлогов) в кукольной комнате, когда дети «ищут» где находится игрушка.

Наибольшие затруднения дети с ЗПР испытывают в играх на обобщение и классификацию.

1. «Умный мяч»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные.

Дети и педагог встают в круг, педагог называет слово и кидает мяч кому-то из детей. Ребёнок ловит мяч, подбирает к словам-предметам слова-признаки, бросает мяч обратно педагогу. Например: снег – белый, трава – зелёная, вода – мокрая, слон – большой.

2. «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу.

Дети и педагог встают в круг, педагог называет слово и кидает мяч кому-то из детей. Ребёнок ловит мяч, подбирает к слову слово противоположное по смыслу, бросает мяч обратно педагогу. Например: большой – маленький, широкий – узкий, чёрный - белый.

3. «Чьи следы?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Педагог предлагает детям идти по следам, называя, чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.

4. «Что делает?»

Цель: активизировать в речи детей глаголы.

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Кошка (что делает?) – мурлыкает, играет, прыгает…

5. «Где игрушка?»

Цель: употребление предлогов, развитие связной речи.

Воспитатель передвигает игрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где находится игрушка: кукла сидит на стуле.

6. Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу!

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить сено».

Овца сказала: «Я буду давать шерсть».

Собака – охранять дом.

Курица – нести яйца.

Петушок – рано утром всех будить.

7. «Детёныши»

Цель: усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения: «У коровы теленок». Затем, по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».

8. «Назови одним словом»

Цель: учить детей обобщению, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать?

9. «Скажи ласково»

Цель: учить детей словообразованию.

Ход игры: все слова, которые вы услышите, назовём ласково:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....