Дидактические игры для детей с ЗПР
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Несомненно, использование дидактических игр в работе по развитию речи детей с ЗПР эффективно. Но, в начале, необходимо поиграть в игру с ребёнком индивидуально и несколько раз, чтобы вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Далее, при использовании игры с группой детей, ребёнок с ОВЗ будет отвечать уверенней, окажется в ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sonnikova_igry_ovz.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов.
Несомненно, использование дидактических игр в работе по развитию речи детей с ЗПР эффективно. Но, в начале, необходимо поиграть в игру с ребёнком индивидуально и несколько раз, чтобы вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Далее, при использовании игры с группой детей, ребёнок с ОВЗ будет отвечать уверенней, окажется в ситуации успеха.
В моей практике наибольший положительный эффект дают дидактические игры с мячом «Скажи наоборот» и др. Отмечу, что очень нравятся детям с ЗПР игра «Скажи ласково» и игра (развитие употребления предлогов) в кукольной комнате, когда дети «ищут» где находится игрушка.
Наибольшие затруднения дети с ЗПР испытывают в играх на обобщение и классификацию.
1. «Умный мяч»
Цель: активизировать в речи детей прилагательные.
Дети и педагог встают в круг, педагог называет слово и кидает мяч кому-то из детей. Ребёнок ловит мяч, подбирает к словам-предметам слова-признаки, бросает мяч обратно педагогу. Например: снег – белый, трава – зелёная, вода – мокрая, слон – большой.
2. «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу.
Дети и педагог встают в круг, педагог называет слово и кидает мяч кому-то из детей. Ребёнок ловит мяч, подбирает к слову слово противоположное по смыслу, бросает мяч обратно педагогу. Например: большой – маленький, широкий – узкий, чёрный - белый.
3. «Чьи следы?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.
Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Педагог предлагает детям идти по следам, называя, чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.
4. «Что делает?»
Цель: активизировать в речи детей глаголы.
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Кошка (что делает?) – мурлыкает, играет, прыгает…
5. «Где игрушка?»
Цель: употребление предлогов, развитие связной речи.
Воспитатель передвигает игрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где находится игрушка: кукла сидит на стуле.
6. Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу!
- А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить сено».
Овца сказала: «Я буду давать шерсть».
Собака – охранять дом.
Курица – нести яйца.
Петушок – рано утром всех будить.
7. «Детёныши»
Цель: усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения: «У коровы теленок». Затем, по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».
8. «Назови одним словом»
Цель: учить детей обобщению, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать?
9. «Скажи ласково»
Цель: учить детей словообразованию.
Ход игры: все слова, которые вы услышите, назовём ласково:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок
И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....