Картотека "Артикуляционных сказок"
картотека по развитию речи
Цель – развитие связной речи путем составления различных артикуляционных сказок; формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artikulyatsionnyh_skazok.docx | 663.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеразвивающее учреждение
Арефьевская основная общеобразовательная школа
Дошкольная разновозрастная группа
Картотека
Артикуляционных сказок
Выполнил работу: Карпутенко Нина Александровна
Утро с котиком Музиком
(О.Н. Арсеневская)
Котик Музик утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят!
Веселый лягушонок
(М.В. Малец)
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек
Жил веселый лягушонок —
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Упражнение «Улыбка»
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке.
Верхние и нижние резцы видны.
Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал:
Чтоб комариков достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Блинчик»
Рот открыт.
Губы в улыбке.
Широкий передний край языка
положить на нижнюю губу.
Боковые края языка касаются
уголков рта.
Повторить его зарядку
Мы сумеем по порядку.
Пя-пя-пя —
Пя-пя-пя —
Язык — лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
Упражнение «Иголочка»
Рот открыт.
Узкий язык высунуть изо рта.
Расслабляться надоело!
Напряжемся до предела!
Язычок теперь — «иголка»,
Хоть и острый, но не колкий!
А теперь без сожаленья
Чередуем упражненья:
«Блинчик» — острая «иголка» —
Расслабленье — напряженье.
Упражнение «Часики»
Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.
«Часики» — «тик-так, тик-так!»
Постарайся, сделай так:
Язык — «иголка», улыбнись,
Губ уголков «иглой» коснись.
Словно маятник язык:
Тик-тик! Тик-тик!
Тик-тик! Тик-тик!
Упражнение « Чистим зубки»
Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом — по нижним зубам, слева направо и обратно.
Лягушонок чистит зубки
Ежедневно, каждый день!
Чистить зубки лягушонку
Ну совсем, совсем не лень!
Зубки верхние снаружи
Чистит. Чистит и внутри.
Справа — влево, слева — вправо,
Полюбуйся, посмотри.
Зубки нижние снаружи
Чисто чистит он затем.
Справа — влево, слева — вправо,
Помнить нужно это всем:
Челюсть нижняя на месте!
«Чистим зубки» с ним мы вместе!
Упражнение «Качели»
Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.
Лягушонок чуть схитрил,
Закричал что было сил:
«Эй, комарики, качели!
На качели, на качели!
Я качели сделал вам!
Покачаю вас я сам!
Рот открыт,
В улыбке губы,
Гибкий кончик языка
Покачает вас пока
Вверх и вниз,
К губе и к носу,
Наслаждайтесь без вопросов!»
Упражнение «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.
На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Болтушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.
Лягушонок очень мил,
Сам себя он похвалил:
«Бл-бл-бл, бл-бл-бл!
Сам комариков ловил!
Бл-бл-бл, бл-бл-бл!
У меня хватило сил!
Язычок широкий, плоский,
Словно блинчик или доски,
Чашечкой я завернул,
К носу язычок тянул.
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.
Облизнулся с наслажденьем:
«Мой обед вкусней варенья!»
Вот конец стихотворенья —
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!
Загадочная бабочка
К начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
(Т.В. Рожкова)
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
«Птенчик».
А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
«Улыбочка»
— А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой.
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это...
— Слон! — закричал весело птенчик
«Улыбочка»
— А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой.
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это...
— Слон! — закричал весело птенчик.
«Лопатка»
Я отгадал. А еще знаешь? — спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, по он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
«Надуй игрушку»
Они даже пошлепали свои язычки,
«Непослушный язычок»
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
Невоспитанный мышонок
(Т.В. Рожкова)
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает
ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,
«Почистим зубки», причесался.
«Расческа»
Видит, зайчик на качелях качается.
«Качели»
Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
«Язык-силач»
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
«Бублик»
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.
«Горка»
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
«Заборчик»
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть — еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.
«Паровозик свистит»
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
Сказка о Кляксе
(Т.В. Рожкова)
Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.
«Язычок на балкончике»
Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле, но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.
«Маляр»
Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»
«Язычок на балкончике»
Тогда Клякса купила синие краски и выкрасила свою юбку.
«Маляр»
Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.
«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки»
И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.
«Маляр»
Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречал, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!»
В это время пролетала Сова — мудрая голова.
«Часики»
Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и Красивая Незнакомка! — сказала вежливо Сова. — Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за луну. И они вместе отправились качаться на качелях.
Кто поможет воробью
(Т.В. Рожкова)
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик»
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
«Горка»
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог — маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка»
— Помоги мне, — просит воробышек, — я из гнезда упал.
— Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, — но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка»
Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха — летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,
«Лошадка»
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат — стучит дятел.
«Барабанщик»
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
— Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота»
Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.
Список литературы
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
- Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
- Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
- Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
- Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
- Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
- Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.
Материалы сайтов:
http://www.boltun-spb.ru/art.html
http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конкурс творческих работ "Герои произведений сказок К.И.Чуковского "Тараканище", "Мойдодыр", "Крокодил", посвященного 95- летию со дня выхода сказок.
Коллективная работа ДС 939 группа № 5 "Мойдодыр". 2017 год....
СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ Спектакль «Бал сказочных героев» по мотивам сказок Братьев Гримм
Сценарий спектакля ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ...
Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель
Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...