Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Игры по автоматизации звуков «Цепочка слов».
Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Варианты игры:
1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):
Последовательность работы с картинками:
1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.
2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.
Автоматизация звука «С»
1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас - самокат – танкист
2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус
3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька
4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь
Автоматизация звук «З»
1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы
2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука
3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы
4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята
Автоматизация звука «Ц»
1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы
2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец
3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент
4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр
Автоматизация звука «Ш»
1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин
2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка
3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша
4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка
Автоматизация звука «Ж»
1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь
2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда
Автоматизация звука «Ч»
1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок
2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок
3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника
4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик
Автоматизация звука «Л»
1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон
2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа
3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла
4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла
Автоматизация звука «ЛЬ»
1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша
2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён
3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка
4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень
Автоматизация звука «Р»
1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка
2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета
3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира
4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок
5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон
6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей
7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка
Автоматизация звука «РЬ»
1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос
2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина
3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица
4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл
5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль
6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина
7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица
Игры с мячом
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики
• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.
Игры для развития речи в картинках
Игра «Угадай игрушку» Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. | |
Игра «Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. | |
Игра «Назови как можно больше предметов» Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. | |
Игра «Олины помощники» Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. | |
Игра «Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. | |
Игра «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета. | |
Игра «Необычная песенка» Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии. | |
Игра «Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.) | |
Игра «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. | |
Игра «Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. | |
Игра «Почтальон принёс открытку» Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) |
Игры с буквами для дошколят
Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь.
Учитывая то, что ведущая деятельность у дошкольника – это игра, просто играйте со своим ребёнком. В результате Ваш малыш скоро научится читать. Не забывайте учитывать то, что при обучении чтению звук и буква должны звучать одинаково (М, а не МЭ; П, а не ПЭ). Таким образом, Вы сможете избежать ошибок при соединении букв в слоги.
Предлагаю Вашему вниманию самые любимые игры с буквами моих воспитанников.
«Найди ошибку»
Необходимо предложить ребенку посмотреть на графическое начертание двух букв, одна буква написана неверно. Ребенок должен зачеркнуть неправильное изображение буквы. Например: я, е, и, р, у, э, з.
«Узнай букву»
Ребенку закрывают глаза, а логопед проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Логопат называет, какую букву «написал» учитель на его руке.
«Чудесный мешочек»
Учитель или воспитатель кладут в непрозрачный «волшебный» мешочек известные воспитаннику объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее.
«Сложи букву»
Родители или воспитатель предлагают ребенку сложить мозаику - картинку из разных частей и назвать полученную букву. (Карточка с нарисованной буквой, разрезается на несколько частей.) Целесообразно проводить такую работу после изучения данной буквы.
«Выложи букву»
Ребенку предлагается выложить знакомую, ранее изученную букву из различных материалов: мозаики, пуговиц, веток, семечек, мелких орешков, семян, кусочков бумаги, толстых ниток и палочек.
«Смастери букву»
Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву, по образцу, из пластилина, проволоки ,методом сгиба или бумаги. А затем выполнить самостоятельно.
«Волшебный карандаш»
Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить.
«Напиши букву»
Родители предлагают своему ребенку написать знакомую ему букву указательным пальчиком доминантной руки в воздухе, по поверхности стола, обвести по трафарету, нарисовать палочкой на мокром песке или снегу.
«Опиши букву»
Ребенку предлагают рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква. Как эти элементы расположены. Например: буква Л состоит из двух наклонных линий.
«Волшебник»
Родители предлагают ребенку сложить из счетных палочек знакомую ему букву, или как вариант согнуть из проволоки. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например : превратить букву б из буквы в; выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т.д.
Игры для развития сенсорики у дошколят
Сенсорное развитие ребёнка - это формирование представлений малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.
Предлагаю Вам поиграть с детьми в эти развивающие игры, которые, безусловно, помогут развитию у них представлений о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.
Радуга Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга, радуга покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги. | |
Светофор Детям раздаются круги красного и зелёного цвета. Педагог предлагает детям разные варианты ответов на поставленные вопросы и предлагает на правильный ответ показать зелёный круг, а неправильный ответ обозначить кружком красного цвета. Чтобы научить малыша подбирать одинаковые цвета, предложите ему поиграть в эти разноцветные игры: | |
Воздушные шары Надуваются воздушные шары красного, желтого, зеленого и синего цвета. Ребёнку предлагается подарить подходящие по цвету шарики гостям: жёлтому цыплёнку, зелёному крокодилу, синему дельфину и красному раку. | |
Разноцветная посуда Для игры необходима детская посудка (чашечки и блюдца) разных цветов. Педагог предлагает ребёнку подобрать к чашечкам подходящие по цвету блюдца. | |
Весёлые медвежата Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку. | |
Чудесный мешочек | |
Отгадай цифру (букву) Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и т.д.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы ручкой бумаге. | |
Золушка Дети с завязанными глазами сидят за столом. Перед каждым ребёнком лежит кучка из перемешанных семян гороха и фасоли. За определённое количество времени каждому ребёнку необходимо разобрать горох и фасоль по кучкам. | |
Из каких фигур состоит машина? Ребёнку предлагается по рисунку определить из каких геометрических фигур построена эта грузовая машина и сосчитать сколько для этого понадобилось кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов. |
Логопедические игры для детей
Многолетний опыт работы учителем-логопедом показывает, что речь и движения – взаимодополняющие друг друга понятия, поэтому, развивая общую и мелкую моторику, мы тем самым стимулируем и развитие речи у детей.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры, которые логопеды могут использовать в качестве динамических пауз в процессе своей образовательной деятельности, а воспитатели с пользой могут применять эти подвижные игры на прогулке.
«Мушки и стрекозы»
(дети делятся на две комаенды: «Стрекозки» и «Мушки»
Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки
Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»
(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)
«Крот»
(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)
Встали дети в хоровод,
А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий!
А Дюймовочку мы спрячем!
(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)
«Воробышек»
(дети хором проговаривают слова)
«Воробышек - воробей,
Улетай-ка поскорей
Надоели кошке мыши
Затаилась и не дышит.
Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»
(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)
«Лиса-Лизавета»
(дети хором проговаривают слова)
«Лиса - лиска, Лизавета,
Не сиди там до рассвета.
Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»
(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)
«Пчёлы и медведи»
(дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)
Полосатые мы пчёлки,
Носим в улей сладкий мёд.
В соты ловко его прячем,
Мишка мёд там не найдёт!
(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)
Ну а мы, Медведи-Мишки
Любим сладким закусить.
Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!
(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....