Конспект подгруппового коррекционного занятия на тему:"Тема: «Ягоды. Дифференциация звуков [С] - [Ш]».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний; закрепление обобщающего понятия «Ягоды»;
- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;
- закрепление умения составлять описательный рассказ по схеме;
- обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- подбор однокоренных слов;
- совершенствование навыка слогового анализа слов;
- образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;
- развитие памяти, мышления;
- развитие навыка связной речи;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты (предпосылки УУД): формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к занятию; формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yagody._differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
Структура подгруппового коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.
Тема: «Ягоды. Дифференциация звуков [С] - [Ш]».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка», г. Жиздра
Абрамова Л.В.
Жиздра – 2022
Оборудование:
для воспитанников: наглядный материал по теме «Ягоды»; опорные схемы описательного рассказа; загадки;
для учителя-логопеда: предметные картинки по теме «Ягоды», опорная картинка для составления описательного рассказа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лесных и садовых ягод, беседа.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний; закрепление обобщающего понятия «Ягоды»;
- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;
- закрепление умения составлять описательный рассказ по схеме;
- обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- подбор однокоренных слов;
- совершенствование навыка слогового анализа слов;
- образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;
- развитие памяти, мышления;
- развитие навыка связной речи;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты (предпосылки УУД): формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к занятию; формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.
Ход занятия.
I. Создание мотивационного поля.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Садитесь за стол и послушайте стихотворение:
Вот корзина - так корзина!
В ней крыжовник, и малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там и слива, и черника!
К нам ты в гости приходи-ка!
Ягод, что найдем в ней!
Нет полезней и вкусней!
Логопед: О ком говорится в стихотворении? Что лежит в корзине?
Дети: О ягодах.
II. Объявление темы.
1. Беседа о ягодах по вопросам: (активизация и уточнение словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний, закрепление обобщающего понятия «Ягоды»).
Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте стихотворение.
Взгляни на наш зелёный сад,
Красивый и опрятный.
Как чудесен ягод аромат,
И сильный, и приятный!
Клубника сладостью полна,
А вишня чуть с кислинкой.
Вдали же слива нам видна,
Малина как с картинки!
Логопед: Как называются ягоды, которые растут в саду?
Дети: Садовые.
Логопед: Перечислите ягоды, о которых говорится в стихотворении? Какие ещё садовые ягоды вы знаете? (на столе разложены картинки).
Логопед: Молодцы, ребята! Послушайте следующее стихотворение.
Пойдём гулять со мною, друг,
Возьми с собой лукошко.
Посмотри, что растет вокруг,
Пройдемся по дорожке.
Тропинка привела в лесок,
И мы чуть-чуть устали.
Но вот полянка и пенёк,
Лучами солнца залит,
А у пенька, смотри-ка ты,
Краснеет земляника.
Вокруг малинника кусты,
Во мху растет черника!
Логопед: Как называются ягоды, которые растут в лесу?
Дети: Лесные.
Логопед: Перечислите ягоды, о которых говорится в стихотворении? Какие ещё лесные ягоды вы знаете? (на столе разложены картинки).
2. Игра «Отгадай загадки».
А теперь давайте отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки, а помогают им картинки ягод, выложенные на столике).
Шарики душистые
На больших кустах
Любят нас медведи и маленькие дети (Малина).
Красные клубочки
Растут на маленьких кусточках
«Руки протяни и скорей меня сорви» (Клубника).
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая (Чёрная смородина).
Мне в лукошко загляни-ка:
Там лесная…(Земляника).
Расту я на кусте колючем,
Пока меня сорвешь -
Все руки обдерешь (Крыжовник).
Чёрный рот и Вероники,
Ведь в лесу полно…(Черники).
Летом скромница,
Зимой красавица,
Словно в бусы одетая,
Всем людям нравится.
Растет на деревьях, на вкус горьковатая (Рябина).
Маленькие золотые клубочки
Сидят на веточках, словно точечки.
Оранжевого цвета, на вкус кисло-сладкая, вяжущая, растет на больших кустах (Облепиха).
На вид я словно маленький ежонок,
Покрытый множеством иголок (Ежевика).
Три сестрицы весной зелены,
Летом одна стала бела
Другая черна, а это красна (Красная смородина).
Красная и кислая,
На болоте росла:
Очень полезная ягодка моя (Клюква).
Алая, малая
Едят её моченой
И с сахаром толченой (Брусника).
3. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших).
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательным и
средними пальцами по столу).
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (Обе руки «идут» указательным и
средними пальцами по столу).
4. Игра с мячом «Вот какие повара».
Логопед берет в руки мяч:
Начинается игра
«Вот какие повара!»
Есть черника, земляника,
Ежевика и брусника.
Стоит лишь поговорить,
Что из ягод нам сварить.
Логопед: Я буду бросать мяч, и начинать предложение. Вы будете ловить мяч, и заканчивать предложение. Картинки разложены на столе.
Логопед: Из черники можно приготовить…
1-й ребенок: Черничное варенье.
Логопед: Из малины можно приготовить…
2-й ребенок: малиновое варенье, пастилу, морс.
Логопед: Из земляники можно сварить…
3-й ребенок: Земляничный джем, варенье.
Логопед: Из ежевики можно сварить…
4-й ребенок: ежевичное повидло.
Логопед: Из чего варят смородиновое варенье? Крыжовенное варенье? Рябиновое варенье? Облепиховое варенье? Клюквенное варенье? Красно-смородинное варенье? Брусничное варенье?
5. Игра «Перебираем ягоды».
Логопед. Когда ягоды приносят из леса, их обычно перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзину. Мы сейчас тоже переберем ягоды.
Логопед: 1-й ребенок выберет ягоды, в названии которых два слога.
1-й ребенок: Клюк-ва.
Логопед: 2-й выберет ягоды, в названиях которых три слога.
2-й ребенок: Брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на.
Логопед: 3-й выберет ягоды, в названиях которых четыре слога.
3-й ребенок: Зем-ля-ни-ка.
Логопед: 4-й назовет все ягоды, в названиях которых есть слог ни.
4-й ребенок: Брусника, черника, земляника.
6. Игра «Что делают?»
Логопед. Я буду начинать предложение, а вы - заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос «Что делают?» Это слово должно быть образовано от слова брать. Ягоды в лесу…
1-й ребенок: собирают.
Логопед: Придя из леса, ягоды…
2-й ребенок: перебирают.
Логопед: Для компота самые красивые ягоды…
3-й ребенок: выбирают.
Логопед: Банки с компотом в холодильник…
4-й ребенок: убирают.
Логопед. Замечательно! Это было сложное задание.
7. Упражнение «Четвёртый лишний».
Логопед показывает картинки. Посмотрите внимательно и скажите, какая картинка будет лишней и почему?
Малина, земляника, лимон, смородина.
Редис, крыжовник, чеснок, кабачок.
8. Игра «Одна семейка».
А теперь давайте поиграем в игру. Образуем слова одной семейки от слова ягода.
Как можно назвать маленькую ягоду?
1-й ребенок: Ягодка.
Логопед: Как называется место, где растут ягоды?
2-й ребенок: Ягодник.
Логопед: Как называется пирог с ягодами?
3-й ребенок: Ягодный.
Логопед: Образуйте название части тела от слова ягода.
4-й ребенок: Ягодница.
9. Игра «Назови ласково».
Давайте назовём ласково наши ягоды. Клубника.
1-й ребенок: Клубничка.
Логопед: Клюква.
2-й ребенок: Клюковка.
Логопед: Ежевика.
3-й ребенок: Ежевичка.
Логопед: Земляника
4-й ребенок: Земляничка.
10. «Посчитай-ка»
По картинке посчитайте количество ягод.
11. Составление описательного рассказа.
Дети по картинкам называют ягодку, и по схеме рассказывают о ней, отвечая на вопросы:
Какая это ягода? Лесная или садовая.
Какая на вкус?
Какого цвета?
Что готовят из этой ягоды?
III. Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Развитие фонематического восприятия и связной речи.
1. Повторение пройденных звуков.
- Ребята, давайте вспомним, с какими звуками мы уже с вами познакомились?
- [А].
- [У].
- [О].
- [М].
- [С].
- [Х].
- [Р].
-[Ш].
- Какие бывают звуки?
- Гласные и согласные.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Гласные можно пропеть.
- Согласные произносятся отрывисто.
- Назовите гласные звуки.
- [А],[у],[о].
- Назовите согласные звуки.
- [М],[с],[х],[ш], [р].
2. Дифференциация звуков [С] - [Ш] на слух и в произношении.
Сегодня мы вспомним звуки [С] - [Ш].
Какие это звуки? Анализ артикуляции звуков. Чем они отличаются?
Ответы детей.
Игра «Эхо».
Дети повторяют цепочку слогов.
Са-ша-са
Ош-ос-ош
Ас-аш-ас
Су-су-шу
3. Развитие фонематического слуха.
Ребята, давайте будем внимательными и послушаем наши звуки. Услышите звук [С] опустите ручки, звук [Ш] поднимите ручки вверх.
- Выделение звука [С]: слон, сутки, косынка, осанка, нос, ананас, автобус.
- Выделение звука [Ш]: штанга, шапка, мишка, бабушка, душ, финиш, камыш.
А теперь если в слове есть звуки [Ш], [С] хлопните в ладоши.
Саша, Сушки, фокус, смешной, шишки, шоссе.
6. Игра «Наоборот».
Замените звук [С] на звук [Ш].
Сок - …
Сутки - …
Басня - …
Каска - …
Миска - …
Усы - …
Нас - …
Вас - …
7. «Скажи ласково».
Смех – смешок
Посох –
Пастух –
Стих –
Сова – совушка
Сосед –
Хвастун –
Пустота –
8. Выделение звуков [С] - [Ш] из состава слова.
Картинки, в названиях которых спрятались звуки.
В сумку сложите со звуком звука [С], а в шкаф [Ш].
9. Повторение букв «Ш» и «С».
- Рассматриваем изображение буквы «Ш» и «С» на доске. Изображаем их с помощью пальцев.
- Работа в тетради В.А.Бородиной «Интересные буквы» (Стр.20, Стр.27).
III. Чтение пройденных букв.
1. Работа с Букварем Н.С. Жуковой.
- Открываем букварь, находим буквы С-Ш, читаем слоги и слова по очереди.
Са, су, ма, со. Саша, суша, Маша, марш.
Хорошо, хорош.
Шум, сам, хор, марш.
Хорош марш!
Марш хорош. Саша хорош. Маша хороша. Шар хорош.
- Молодцы!
IV. Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня очень дружно работали. А понравилось ли вам сегодняшнее занятие? А что вам понравилось больше всего? С какой темой мы сегодня познакомились? О каких звуках говорили? О буквах? (Обучающиеся отвечают).
Домашнее задание. Повторить прочитанный материал, на приготовленных логопедом листах. Работа в логопедических тетрадях (Н.Э. Теремкова, альбом 3, стр.).
До свидания, ребята.
- До свидания.
Литература.
- Жукова Н.С. – Букварь. – Екатеринбург, 2020.
- Косинова Е.М. – Ягоды: Интерактивные карточки. Творческий центр Сфера, 2019. – 14 с.
- Нищева Н.В. – Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - Спб.: Детство - Пресс, 2019.- 400 с.
- Цуканова С.П. – Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы/С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. - 64 с.
- Цуканова С.П. – Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2021. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [р] и [л] с детьми подготовительной группы.
Конспект занятия рассчитан на подгруппу детей из 6 человек. Данное занятие проводится на заключительном этапе работы по коррекции звукопроизношения на базе дошкольного логопункта....
КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)
Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:· уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;· отработать отчетливое произ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы по теме: «Дикие и домашние животные. Звук и буква «Ы».
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обуче...