фольклор
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П риобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство .
Фольклор Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.
Малые жанры фольклора Пестушки Потешки Заклички Страшилки Прибаутки Скороговорки Хороводные игры Загадки Частушки Считалки Приговорки Дразнилки Колыбельные песни Пословицы и поговорки
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учится ходить , мать водит его за ручки , приговаривая: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ !
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки , как и пестушки , сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала .
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются . Жаворонки , жавороночки ! Прилетите к нам, Принесите нам лето тёплое , Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима на доскучила , Руки, ноги отморозила.
Страшилка – это устный прозаический рассказ или стихотворение фантастического содержания, связанное со страшным событием. В нём даётся установка на реальность. Для этого вводятся атрибуты и понятия реальности . Де́тские страши́лки — жанр современного фольклора: короткие рассказы цель которых испугать слушателя . Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нём продаются мобильники с огромной скидкой . Девочка купила себе мобильник . Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики «Вытащите нас отсюда». Девочка заявила об этом в полицию. Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма.
Прибаутка (от баять , то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Та- ра - ра ! Та- ра - ра ! На лугу стоит гора, На горе растет дубок, А на дубе воронок Сидит в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Сидит ворон на дубу Да играет во трубу. Труба точеная , Позолоченная. Труба ладная, Песня складная. ***
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные . У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили факира.
Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Ты , березка, белена, белена, А макушка зелена, зелена. Летом-то мохнатенька, Зимой сучковатенька . Где ты стоишь, там и шумишь! Березка зеленеька , По весне веселенька, В чистом полюшке стоит Да листочками шумит. Ветки завивает, С ветрами играет.
Загадка - представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт . Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность . Он быстрее человека Перемножит два числа, В нем сто раз библиотека Поместиться бы смогла, Только там открыть возможно Сто окошек за минуту. Угадать совсем несложно, Что загадка про… (компьютер).
Частушки - это один из жанров устного народного творчества, а именно, один из жанров русской народной лирики. Их главное назначение - не рассказать о тех или иных фактах жизни, событиях, а дать им определенную эмоциональную оценку, выразить определенные мысли и чувства по поводу того или иного события. Обычно частушка - это короткая рифмованная песенка, состоящая, как правило, из четырех строк и исполняемая более быстро, чем протяжная песня . На компьютере в игру Доиграл Денис к утру. В школе у доски Денис, Как компьютер, сам «завис ». В классе есть два близнеца , Одинаковы с лица. У доски один сперва, С дневниками – сразу два.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм . Мимо леса, мимо дач Плыл по речке красный мяч. Увидала щука. Что это за штука? Хвать, хвать! Не поймать. Мячик вынырнул опять. Он пустился дальше плыть, Выходи, тебе водить.
Приговорки – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их. Божья коровушка, Полети на облышко , Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница.
Д разнилки - отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении . Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. Антошка-картошка , Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка особый лирический жанр, популярный в народной поэзии . Один из древнейших жанров фольклора . В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса . Спи , моя крошка, Мой птенчик пригожий, Баюшки-баю-баю. Пусть никакая печаль не тревожит Детскую душу твою. Ты не увидишь ни горя, ни муки, Доли не встретишь лихой... Спи, мой воробушек, Спи, мой сыночек, Спи, мой звоночек родной.
П ословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов, входящих в состав России . Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом . Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы. Примеры поговорок Два сапога – пара. Нет дыма без огня. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Обжегшийся на молоке дует и на воду. Собака лает – ветер носит. Говорят в Москве кур доят . Примеры пословиц: Тише едешь – дальше будешь. Много будешь знать – скоро состаришься. Не буди лихо пока оно тихо. Служить бы рад – прислуживаться тошно! Утром деньги – вечером стулья.
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора(загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно, запоминали их со слуха . Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...