Методическая разработка "Система работы по ЗКР в младшей группе"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)
В методической разработке представлена система работы по ЗКР в младшей группе на год: темы и направленность занятий в соответствии с прохождением лексических тем, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастики, словесные игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по ЗКР в младшей группе | 85.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по звуковой культуре речи на 2022-2023 учебный год в младшей группе
Сентябрь
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Мой любимый детский сад» | Звук А открытый, артикуляция Дид./упр. «Укачай куклу» | |||
2 неделя | «Человек. Части тела и лица» | Звук А в слогах Дид./упр. «Мишка отвечает» | |||
3 неделя | «Одежда. Обувь. Головные уборы. Осенняя одежда» | Звук А в словах Дид./ упр. «Скажи слово в микрофон» | |||
4 неделя | «Овощи» | Звук А: открытый, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
Широко открыт рот – Язычку жарко, закрыть рот – Язычку стало холодно.
Поцокать языком.
Глубоко вдохнуть, надуть щеки, выдохнуть, повторить несколько раз. |
И. п. п.: о. с. 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – наклон влево, руки скользят вдоль туловища, при этом -с-с» (выдох). 3 – 4 – повторить.
И. п.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
| 1. «Дружат в нашей группе дети» Дружат в нашей группе дети:(Хлопают в ладоши.) 2. «Человечек» Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы) Начинаем рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (развести руки в стороны). 3. «Одежда» (Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения). 4. «Капуста» Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу) Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад) Мы капусту солим-солим, (движения по тексту) Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту) Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга) Раздается в доме стук Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу) Перетерли, (движение кулачками вперед-назад) Посолили, (движения по тексту) И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу) Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук). |
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий —шагом, под более громкий - бегут.
Дети отворачиваются, воспитатель прячет куклу. Дети открывают глаза. Выбирается водящий. Дети хором говорят: «Кукла Таня убежала Вова, Вова, поищи. Как найдешь ее, то смело с нашей Таней попляши!» Ведущий ищет куклу, ориентируясь на хлопки взрослого: чем ближе к кукле, тем громче хлопки, чем дальше, тем тише. |
Октябрь
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Фрукты» | Звук У: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «В лесу» («Заблудились», «Кукушка», «Эхо»). | |||
2 неделя | «Осень. Сад-огород» | Звук И: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Плакса», «Ослик Иа», «Повторялки» | |||
3 неделя | «Лес Грибы. Ягоды» | Звуки И, У во фразовой речи. Дид. упр. «И я!» (Напр., -Я сегодня встала рано. - И я! - Я пришла в детский садик. – И я! и т.д.) | |||
4 неделя | «Осень. Деревья» | Звуки И, У: открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
*улыбнуться, *поцокать языком, как будто едешь на лошадке, *присосать язык к небу. | Упр. «Дерево на ветру» ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
И. п. Ноги слегка расставлены, руки вверху, 1 – наклон вправо с плавным движением рук – вдох, 2 – в другую сторону – выдох.
| 1. «Апельсин» Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) 2. «Осень, осень, приходи» Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы) Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. 4. «Листочки» Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями) Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол). |
Детям демонстрируют картинки, на которых изображены предметы, название которых начинается с гласного «А», «У», или «И». Все четко произносят слово за воспитателем, выделяя голосом первый звук (например, «У-У-У-УТКА»). Затем определяют, какой звук слышен первым.
Взрослый предлагает детям: «пойти гулять. Когда дождя нет, светит солнце, (звенит бубен) можно собирать цветы. Начнется дождь (стучит в бубен) – бегите домой.
У воспитателя 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, на другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев. Воспитатель рассказывает: «Пошли мы на прогулку в осенний лес. Идем мы по лесной тропинке, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «У-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «У-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. |
Ноябрь
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | Знакомство с народной культурой и традициями (дымковская игрушка) | Звук О: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Певец»(пропевание звука с разными интонациями). | |||
2 неделя | «Дикие животные и их детеныши» | Звук Э: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Эй, эй, отзовись скорей!» (напр., - Эй, эй, отзовись скорей! - Это я, Маша! Эй, эй, отзовись скорей! - Это я, Стёпа! Эй, эй…) | |||
3 неделя | «Дикие птицы» | Звуки О, Э во фразовой речи | |||
4 неделя | «Мама, бабушка. Семья» | Звуки О, Э открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
Открыть рот, округлить губы как при произношении звука О.
*Улыбнуться, *с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) |
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны-вниз, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «гаааа».
И. п.: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
| 1. «Семья» (поочередно загибаем пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! (в быстром темпе сгибаем и разгибаем пальцы). 2. «Это зайчонок, это бельчонок…» Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца) Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. 3. «Зайчик» Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх) Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения) Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди) И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой). 4. «Птицы перелетные в стаи собираются» Птицы перелетные (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.) В стаи собираются, (Сжимают пальцы рук в кулаки). В края теплые летят, (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз). До весны прощаются. (Двигают пальцами рук – «машут, прощаются»). Стаи журавлиные, (Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке) Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
Воспитатель с Дымковской барышней в руках (игрушкой) отходит от детей на 2 – 3 метра и просит о чем- то шепотом, т. к. «она уложила своих деток спать и старается их не будить». (Напр., хлопнуть в ладоши). Дети выполняют задание. Д. б. спрашивает шепотом: «Что вы сделали?» Дети шепотом ей отвечают.
Воспитатель произносит звуки, слоги и слова, четко выделяя заданный звук. Если дети услышали его, они хлопают, если этого звука нет – топают.
Взрослый – медведица, дети – медвежата. У детей в руках плоскостные баночки с медом, большие или маленькие. Медведица вздыхает громко и медленно, понижая голос: «Охохо!» дети с большими баночками поднимают их и повторяют, в том же темпе: «Охохо!» Медведица вздыхает быстро: «Ох-ох-ох!», дети поднимают маленькие карточки и повторяют за ней, копируя темп. Затем ребята меняются карточками.
Воспитатель предлагает детям завести большие часы, показать, как ни идут, как бьют. Дети громко и медленно повторяют соответствующие звукосочетания: «Чик – чик; тик – так, тик – так, тик- так, тик так; бом- бом!» —сопровождая речь имитационными движениями. Затем предлагается завести маленькие часики, проговорив слоги тихо и быстро. |
Декабрь
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Домашние животные и их детеныши» | Звук П: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Кипит чайник» | |||
2 неделя | «Домашние птицы и их птенцы» | Звук Б: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Бубнилки» | |||
3 неделя | «Зимушка-зима. Ёлочка» | Звуки П, Б во фразовой речи | |||
4 неделя | «Новый год» | Звуки П, Б открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Надуть щёки, *Сдуть щеки, втянуть вовнутрь.
*Улыбнуться, *спрятать губы – поджать так, чтобы их не было видно.
*Расслабить губы, слегка разжать их, чтобы между ними была видна маленькая щелочка. Повторять упр. «Замочек – закрыли – открыли» несколько раз.
Цокать языком, чередуя артикуляцию звуков А и О. |
И. п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
На полянку, на лужок Тихо падает снежок. И летят снежиночки, Белые пушиночки. Вдохнуть носом, губы сложить трубочкой и резко дунуть на снежинки (кусочки ваты). (Повторить 4-6 раз.)
И. п.: ноги чуть шире плеч. 1 -На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. 2 – Резко наклониться вперед, руки между ног отвести назад, выдохнуть: Ууууууух!
| 1. «Кошки» Раз, два, три, четыре! (скользящие удары ладонями друг о друга) 2. «Есть у курицы цыпленок» Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца). 3. «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.) 4. «Наряжаем елку» Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого). |
Дети делятся на 2 подгруппы и садятся спиной друг км другу. Воспитатель показывает ребятам, сидящим к ней лицом картинки с изображением животных и просит показать, как они кричат. Дети, сидящие спиной, должны назвать животное. (Если животное взрослое, говорят нормальным голосом, если детеныш – высоким).
Воспитатель сообщает детям, что к ним идут гости: курочка с бубном, уточка с барабаном и цыпленок с клависами (можно поставить перед ширмой соответствующие картинки). Затем играет за ширмой на каком-то и названных инструментов, а дети определяют, кто спешит к ним в гости. Ведут диалог: - Кто идет к вам в гости? -.. – На чем он играет? -...
По просьбе взрослого дети зовут деда Мороза громким и тихим голосом. - За окошком снег кружит. Дед Мороз к нам в сад спешит! Чтобы он услышал нас, Позовем его сейчас (тихо): - Дедушка Мороз! Дедушка Мороз! Дедушка Мороз! (Или громко). |
Январь
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
2 неделя | «Зима. Зимние забавы» | Звук Т: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Топ -топ -топ»» | |||
3 неделя | «Зимняя одежда» | Звук Д: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Строим дом»(руки сжать в кулачки (кирпичики), ставить один кулачок на другой, попеременно меняя их местами, произносить: «ДДДД». Соединить пальцы под углом - крыша, сказать: «Домик!» Еще выше – построили Дом. | |||
4 неделя | «Обувь» | Звуки Т, Д во фразовой речи | |||
Звуки Т, Д открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Улыбнуться, открыть рот *кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы поочередно с внутренней и внешней стороны.
*Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в правую и левую щеки – на щеках образуются твердые шарики.
*Улыбнуться *кончик языка за верхними зубами: «Дэ – дэ – дэ».
*Улыбнуться, показать зубки *просунуть между зубами широкий кончик языка *покусать кончик языка, проговаривая «та-та-та» *потянуть язык вперед еще больше *покусать зубами серединку языка, проговаривая «тя-тя-тя». |
Во дворе моем пурга, Кружат белые снега. Шарф на елку навертела, и в ворота улетела. В бутылку натереть пенопласт, в крышке сделать отверстие, вставить туда трубочку. Ребенок делает вдох, берет в рот трубочку и плавно выдыхает в бутылку.
Часики вперед идут, За собою нас ведут. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
| 1. «Зимние забавы» Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) 2. «Рукавичка» Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук) Теплые, пуховые. Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут) Подарила и сказала: «Вот у внука и у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук) Не озябнут ручки». 3. «Посчитаем обувь» Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу). |
Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и сообщает детям, что Мишке, зайке и собачке скучно сидеть одним. Предлагает позвать их играть вместе с нами. Чтобы они услышали, звать надо громко, но не кричать, чтобы игрушки не испугались: «…, иди с нами играть!» Дети по одному зовут зверят, затем играют с ними.
Воспитатель кладет перед ребенком ручку, карандаш, линейку, фломастер. Дает задание: - Покажи карандашом линейку; линейкой карандаш; фломастер ручкой; ручку фломастером и т. д. |
Февраль
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Профессии» | Звук К: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Птички большие и маленькие» (напр., взрослый – курочка спрашивает детей – цыпляток: «Ко- ко- ко?». Дети отвечают: «Ко – ко- ко!», Кукушка спрашивает у кукушат: «Ку-ку-ку?» Кукушата отвечают: «Ку-ку-ку!» и т. п. | |||
2 неделя | «Опасности вокруг нас» | Звук Г: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Гуси» | |||
3 неделя | «День Защитника Отечества» | Звуки К, Г во фразовой речи | |||
4 неделя | «Внимание. дорога!» | Звуки К, Г открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Надуть щёки, *сдуть щеки, втянуть вовнутрь.
*Улыбнуться, открыть рот *Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
*Максимально широко открыть рот *подержать его открытым и закрыть |
Варит суп сестренка Юля, Варит суп в большой кастрюле. От усердия сопит. Суп готов, давно кипит. (медленно, плавно не надувая щек дуть через соломинку в стакан с водой).
Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И. п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос); 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением слова: «Вот!»
| 1. «Месим тесто» Тесто мнем, мнем, мнем! (руками имитируем процесс вымешивания теста) 2. «Пылесос» Пылесос, пылесос, (ритмичное сгибание пальцев обеих рук, ладони смотрят вперёд) 3. «Аты-баты» Аты — баты, аты — баты! (указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони). Важно, чтобы пальцы «маршировали» синхронно, в ногу). Знамя красное несут, (руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, помахать кистями рук (знамя). Пушки мощные везут. (кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек). 4. «По шоссе идет машина» По шоссе идет машина, (крутят воображаемый руль) Би-би-би – она гудит. (пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят вверх, сгибается и разгибается). Тук-тук-тук – мотор стучит! Постучать кулачками друг о друга) Шины трутся о дорогу, Шух-шух-шух-они шуршат. (потереть ладони). Быстро крутятся колеса. («вертушка») Не беги! Они спешат. (погрозить пальцем). |
Напр., - На чем поедем? - На машине! (на мотоцикле, велосипеде, автобусе и т. п.) - Качайте шины! - Ш-ш-ш-ш! - Открывайте бак! -Чик-чик! - Наливайте бензин! - С-с-с-с! Заводите мотор! -Д-д-д-д! - Берите руль! Поехали!
Воспитатель сообщает детям, что когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание несколько раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание). Затем
Кукла – врач предлагает детям пройти медосмотр: проверить, не красное ли горло (открыть рот, сказать: «Ааа!»), здоровы ли зубы (открыть рот, сомкнуть зубы), не белый ли язык (высунуть язык), не болят ли уши (повернуться к кукле поочередно правым и левым ухом, сказать: «Как…как?» Кукла подходит к разным детям и ведет диалог: Напр., - Можно, я посмотрю твои зубки? -… (смотрит зубы) - У меня здоровые зубы? (если ребенок затрудняется в ведении диалога, можно помочь: «Спроси у доктора, здоровые ли у тебя зубы!») - У тебя здоровые зубки! |
Март
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Мамин праздник» | Звук В: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Стиральная машина» (Произносить звук В-в-в-в-в, делая вращательные движения руками, сжатыми в кулак, одна вокруг другой.) | |||
2 неделя | «Весна» | Звук Ф: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Умный ежик» (произносить звук ф-ф-ф с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной)). | |||
3 неделя | «Мебель» | Звуки Ф, В во фразовой речи | |||
4 неделя | Знакомство с народной культурой и традициями. Русская матрешка | Звуки Ф, В открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Улыбнуться *открыть рот *кончик языка – за верхние зубы *кончик языка – за нижние зубы
*Улыбнуться *приоткрыть рот *положить широкий язык на нижнюю губу.
*Улыбнуться *открыть рот *широким языком облизать верхнюю губу. |
И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
И. п.: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
| 1. «Я пеку-пеку-пеку» Я пеку, пеку, пеку (показываем соответствующие движения) 2. «Весна» Зеленеют ели, (сложить пальцы 2 рук домиком) Капают капелии. (встряхивать кистями рук) 3. «Мебель мы начнем считать» Мебель я начну считать: (показывают ладошки обеих рук) 4. «Матрешки» Мы — красавицы матрёшки, (Разжимаем кулачки.) Ну, а Дуся — это пять. |
Детям предлагается без наглядной основы узнать, дует ветер или ветерок; самостоятельно изобразить голосом сильный ветер (Уууууууу - громко), слабый (Уууууууу – тихо). «Угадай, кто сказал?». Различение низкого, среднего и высокого голоса. Воспитатель «говорит» голосом одного из персонажей сказки «Три медведя». Дети отгадывают, кто сказал, Михайло Потапович, Настасья Петровна или Мишутка.
|
Апрель
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Посуда» | Звук Т: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Посудомоечная машина» (Работает: ТТТТТТТТ (руками изображается вертушка) , моеТ сТаканы, моеТ подсТавки, моеТ Тарелки, моеТ касТрюли чисТо- чисТо! | |||
2 неделя | «Транспорт» | Звук С: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Насос» (Произносить с-с-с-с в сочетании с имитационными движениями. | |||
3 неделя | «Перелетные птицы» | Звуки Т, С во фразовой речи | |||
4 неделя | «Правила дорожного движения» | Звуки Т, С открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Улыбнуться, показать зубки *просунуть между зубами широкий кончик языка *покусать кончик языка, проговаривая «та-та-та» *потянуть язык вперед еще больше *покусать зубами серединку языка, проговаривая «тя-тя-тя».
*Кончик языка ударяет за верхними зубами, подражая молоточку *включается голос: «Т-т-т-т». |
Веселая вертушка Скучать нам не дает. Веселая вертушка Гулять меня зовет. Глубокий вдох, плавный длительный выдох на вертушку.
Чух-чух-чух-чух – мчится поезд во весь дух. Ходьба с имитационными движениями. Один круговой поворот «колес» - рук - вдох, Второй поворот - плавный выдох, на выдохе произносить: «Чух-чух-чух-чух!»
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны-вниз, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «гаааа».
| 1. «Мы посуду перемыли» (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.) Раз, два, три, четыре, (Одна ладонь скользит по другой по кругу.) Мы посуду перемыли: (Загибать пальчики по одному, начиная с большого.) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.) (Далее разгибать пальчики по одному, начиная с большого:) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (Хлопок в ладоши.) Так мы маме помогали. 2. «Машинка». Раз, два, три, четыре, пять. (возят «машинку» по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого) 3. «Грачи» Мы лепили куличи. («Лепить пирожок») Выходи грачей считать. |
Воспитатель предлагает детям сесть вдоль стены. Берет в руки колокольчик. Отходит к окну, к противоположной стене, заходит в спальню и т. д. и звенит колокольчиком. Обговаривает с детьми, где звучал колокольчик. Затем предлагает отвернуться к стене и определить, откуда доносится звук колокольчика.
Воспитатель подбирает картинки с транспортом: поезд, автомобиль, корабль. Предлагает произнести звукоподражание сигналам (Чух-чух, би-би, ууу). Объясняет, что когда транспорт близко, он звучит громко, когда далеко – тихо. Произносит звукоподражания с разной силой голоса и предлагает детям определить, далеко или близко транспорт. Затем самим изобразить звучание с разной силой голоса (напр., кораблик далеко в море, он гудит: ууу, вот кораблик приближается, вот он совсем близко- пристал к причалу.
|
Май
Недели | Лексические темы | Занятия по ЗКР | |||
1 неделя | «Деревья» | Звук Ц: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Тише, тише, тишина» | |||
Ц | «Насекомые» | Звук З: артикуляция звука, звук в слогах, словах Дид./упр. «Пчела» | |||
3 неделя | «Цветы». | Звуки Ц, З во фразовой речи (чистоговорки). | |||
4 неделя | «Скоро лето». | Звуки Ц, З открытые, в слогах, словах, во фразовой речи | |||
Артикуляционная гимнастика | Дыхательная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Словесные игры и упражнения | ||
*Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
*Улыбнуться *положить широкий язык на верхнюю губу *спрятать его с силой задевая губу *вернуть на верхнюю губу (все проделывать в быстром темпе).
*Цокать языком, чередуя артикуляцию звуков А и О *Сказать: «ТПРУ!» с сильной вибрацией губ. |
Мы листочки, мы листочки, Мы веселые листочки, Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели. Вдох через сложить губы трубочкой и длительно дуть на ладошки рук (листочки). Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт (Повторить 4-5 раз).
И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежит бумажный цветок. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
И. п.: ноги на ширине плеч, руки немного ниже груди. Повороты с небольшой амплитудой вправо и влево, имитируя покос травы. Вдох – поворот вправо с шумным выдохом, вдох – поворот влево с шумным выдохом.
| 1. «Почки распускаются» По весне (ладони вместе) набухли почки (пальцы обеих рук и запястья оставляем вместе, ладони медленно разводим в стороны - начинаем округлять пальчики – показываем как набухают почки) И проклюнулись листочки (запястья оставляем вместе, пальчики обеих рук резко выгибаем – растопыриваем) Посмотри на ветки клёна (поднимаем руки вверх и в стороны к солнышку, смотрим на них) Сколько носиков зеленых! (потрясти кистями наверху, смотрим на кисти). 2. «Божья коровка» Божья коровка - (дети машут рукой - приветствие) 3. «Наши алые цветки» Наши алые цветки (руками изображают бутон) 4. «Солнышко -солнышко» Солнышко, солнышко, (соединяют 2 ладошки с растопыренными пальцами, поворачивают их друг относительно друга – солнышко) Золотое донышко, (хлопают в ладоши) Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают пальцы.) Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, (показывают волну) Прилетели сто грачей, (машут руками) А сугробы тают, тают, (показывают 2 соединенными руками сугроб, опускают кисти вниз). А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх, раскрывая ладони.) |
Определение на слух темпа речи, выполнение движений в заданном темпе.
На сюжетной магнитной картине дети ищут и называют предметы, о которых спросил воспитатель. Напр., Что стоит рядом с палаткой? Кто плавает в реке?
Определение звучания различных предметов (не музыкальных инструментов). Воспитатель сначала дает детям послушать разные звуки, напр., как ножницы режут бумагу, как на бумагу сыплется соль, какой звук издает поставленная на стол кружка и т. п. Затем помещает предметы за ширму и предлагает узнать, что он делает (сыплет соль, ставит чашку…)
Детям раздают сюжетные картинки из серии «Времена года». На столе (на ковре) лежит круг, разделенный на 4 сектора: зима, весна, лето, осень. Дети по очереди подходят к кругу, отвечают на вопрос взрослого полным предложением (напр., - Когда дети купаются в речке? - Дети купаются в речке летом. и т. п.) и кладут картинку на нужный сектор круга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...
Методическая разработка сценария к празднику в младших группах «Мы мамин праздник отмечаем!»
В сценарии праздника для младшего возраста "Мы мамин праздник отмечаем!" раскрыты две темы: тема Весны и День 8 Марта.Действующие лица:Весна - воспитатель;Ручеек - ребенок;Солнышко - ребенок;Лис...
План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2017-2018 учебный год.
Тема РМО на 2017-2018 учебный год: «Новые подходы в организации совместной деятельности воспитателя и детей». Цель работы РМО: создавать условий способствующих повышению профессиональ...
Методическая литература для работы воспитателя во 2 младшей группе (3-4 года)
М.В. Карпеева ФЦКМ 2 мл грС.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина Развиваем речь 3-4 годаПарамонова Развивающие занятия с детьми второй младшей группыПомораева ФЭМП 3-4 года...
План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2018-2019 учебный год.
План работыРайонного методического объединениявоспитателей детских садов средних, младших группр.п.Озинки Озинского района...
Методическая разработка " Сидим дома". План рекомендаций для дистанционной работы с воспитанниками второй младшей группы
Рекомендации для деятельности детей с родителями в период самоизоляции....
Представление опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему «Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду»
Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества ...