ООД по направлению "Речевое развитие" пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель занятия определена,задачи так же определены.Знакомство с незнакомыми словами т.е. проведена словарная работа, чтение произведений Льва Николаевича Толстого, обсуждение содержаний литературных текстов. Чтение были "Косточка" , анализ художественного произведения,беседа с детьми, обсуждение, выводы по тексту. Главная мысль - всегда нужно говорить правду! Ведь Тайное всегда становится явным!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_l.n.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход ООД
-Доброе утро!
-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости.
-Дети, какое время года за окном?
-Весна, конец марта
- Верно, первый месяц весны уже подходит к концу, время летит очень быстро.
– Дети, мы с вами много читаем, знаем много литературных жанров. –Давайте вместе вспомним, какие литературные жанры мы с вами знаем.
-Сказки, рассказы, басни, стихотворения, легенды и т.д.
-Хорошо, правильно.
– А вы знаете такой лит.жанр – быль? Само слово говорит за себя, значит это на самом деле «было».
Быль - это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.
-Сегодня мы с вами познакомимся с былью, а с какой именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконькая,
Белок сладенький,
А желток костяной.
-Что это, дети?
-Это слива!
-Как вы догадались, что это слива?
-Сливы синие, внутри косточка.
-Верно. ( отгадка на доске)
– Сегодня я познакомлю вас с былью, которую написал Лев Николаевич Толстой- «Косточка».
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне
– Присаживайтесь, приготовьтесь слушать.
Немного об авторе
Тульской области. Родители будущего писателя рано умерли, воспитанием Льва Николаевича занималась тетя. Учился В Казанском университете, но покинул его.
Вернулся в Ясную Поляну с намерением заниматься музыкой и живописью.
В 1849 году Л.Н. Толстой открыл в своем имении первую школу для крестьянских детей, где преподавал и сам лично. Учил детей грамоте, счету, читал им литературу. Написал множество лит.произведений.
-Какие произведения Л.Н.Толстого вы помните?
-«Лев и собачка», «Прыжок», «Слон» и т.д.
-Прежде чем начну читать быль, мы с вами разберем незнакомые слова.
-В тексте встречается слово «горница». –Что значит горница? Встречается слово «сочла».
-Скажем шепотом, чуть громче.
Горница — чистая комната в крестьянском жилище;
Сочла-посчитала, т.е.сколько, указывает на количество, число;
Покраснел, как рак - от стыда стал красного цвета;
Побледнел-стал белым, бледным от испуга.
«Косточка»
Лев Николаевич Толстой
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
– Дети, вам понравился рассказ-быль?
– Как называется произведение?
– Кто главный герой произведения?
-Что купила мать?
-Когда Ваня ходил мимо слив , что он делал?
-Что произошло, когда в горнице никого не было?
-Перед обедом , что увидела мать?
-Кому мать рассказала о случившемся?
-Что отец спросил у детей за обедом?
-Что произошло с Ваней, когда он услышал вопрос отца ?
-О какой беде сказал отец ?
-Что случилось, когда Ваня рассказал, что косточку он бросил в окошко ?
-Почему все засмеялись ?
-Дети,а какие пословицы подходят к этому произведению?
-Тайное всегда становится явным;
-Запретный плод сладок
-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь;
-Шило в мешке не утаишь.
Вывод: Вывод и главная мысль таковы, что никогда не стоит обманывать-лукавить, все тайное всплывает. А еще надо уметь быть в меру строгим, как мама, которая считает сливы, в меру смекалистым, как папа, который вывел ребенка на чистую воду. И никогда не следует брать без разрешения!
Физкультурная минутка « Варим компот»
Повторное чтение рассказа, составление плана.
– Я еще раз прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и подумайте, на сколько частей его можно разделить.
– Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, какая иллюстрация подходит к первой части? Как ее можно озаглавить? (Мама купила сливы);
– Какую иллюстрацию вы подберете ко второй части? Как можно назвать вторую часть? ( Ваня не удержался и съел сливу);
– А какую к третьей части? Озаглавьте третью часть рассказа. (Кто съел сливу?)
-Осталась последняя иллюстрация, четвертая. Как ее озаглавим? (Опасная косточка).
Пересказ рассказа детьми.
Рефлексия
– С каким рассказом мы сегодня познакомились?
– Кто автор рассказа-были?
– Чему вас научила быль «Косточка»?
-Нужно всегда говорить правду.
Правду будем говорить,
с правдой будем мы дружить,
никогда не надо лгать,
каждый должен это знать.
Бывает ложь красива, а правда так горька,
Но человеку честному та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята, на свете честно жить,
Не будем лгать, а только правду говорить!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
ООД (занятия) по образовательной области «Речевое развитие»
Направление: «Развитие связной речи»
в подготовительной к школе группе
на тему: пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».
Воспитатель:Хайдарова Г.Ф.
Туймазы - 2022г.
Цель: формирование умения самостоятельно пересказывать художественное произведение.
Образовательные задачи:
-познакомить детей с былью-рассказом Л. Н. Толстого «Косточка».
-раскрыть содержание произведения;
- выделять главную мысль рассказа, развивать мышление, внимание, память, обогащать словарный запас;
воспитывать у детей желание говорить правду, выразительно передавать речь персонажей, использовать план в виде иллюстраций;
воспитывать интерес к художественной литературе.
Развивающие задачи:
-развивать:
-монологическую речь,
-эстетическое чувство,
-художественное восприятие,
-наблюдательность.
Воспитательные задачи:
стимулировать детскую познавательную активность, воспитывать усидчивость, умение соотнести себе сказанное всей группе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат: последовательный и правильный пересказ рассказа без пропусков и повторений.
Средства реализации: портрет Л.Н. Толстого, иллюстрация к рассказу.
Методы и приемы: внесение и рассматривание иллюстрации, вопросы, беседа, игра.
Активизация словаря: горница, сочла, «покраснел, как рак», побледнел.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о Льве Николаевиче Толстом – писателе и художнике, чтение его рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.
Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба"; ...
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )
Цель:- учить давать описание о себе, - дать представление об особенностях внешности, - учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...
ООД Коммуникативная деятельность. Развитие речи(составление рассказа по мнемотаблицам) Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна…»»
Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста....
Мои рассказы для детей: - рассказ " Котёнок"
Я люблю писать для детей рассказы и сказки. Через них я знакомлю детей с окружающим миром, жизнью животных , насекомых, растений. О том какая была наша земля много столетий на...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...