ООД по направлению "Речевое развитие" пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Цель занятия определена,задачи так же определены.Знакомство с незнакомыми словами т.е. проведена словарная работа, чтение произведений  Льва Николаевича Толстого, обсуждение содержаний литературных текстов. Чтение были "Косточка" , анализ художественного произведения,беседа с детьми, обсуждение, выводы по тексту. Главная мысль - всегда нужно говорить правду! Ведь Тайное всегда становится явным!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_l.n.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход ООД

-Доброе утро!

-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости.  

-Дети, какое время года за окном?

-Весна, конец марта

- Верно, первый месяц весны уже подходит к концу, время летит очень быстро.

– Дети, мы с вами много читаем, знаем много литературных жанров. –Давайте вместе вспомним, какие литературные жанры мы с вами знаем.

-Сказки, рассказы, басни, стихотворения, легенды и т.д.

-Хорошо, правильно.

– А вы знаете такой лит.жанр – быль? Само слово говорит за себя, значит это на самом деле  «было».

Быль - это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.

-Сегодня мы с вами познакомимся с былью, а с какой именно, вы узнаете, отгадав загадку.

Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконькая,
Белок сладенький,
А желток костяной.

-Что это, дети?

-Это слива!

-Как вы догадались, что это слива?

-Сливы синие, внутри косточка.

-Верно. ( отгадка на доске)

– Сегодня я познакомлю вас с былью, которую написал Лев Николаевич Толстой- «Косточка».

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне

– Присаживайтесь, приготовьтесь слушать.

Немного об авторе

Тульской области. Родители будущего писателя рано умерли, воспитанием Льва Николаевича занималась тетя. Учился В Казанском университете, но покинул его.

 Вернулся в Ясную Поляну с намерением заниматься музыкой и живописью.

В 1849 году Л.Н. Толстой открыл в своем имении первую школу для крестьянских детей, где преподавал и сам лично. Учил детей грамоте, счету, читал им литературу. Написал множество лит.произведений.

-Какие произведения Л.Н.Толстого вы помните?

-«Лев и собачка», «Прыжок», «Слон» и т.д.

-Прежде чем начну читать быль, мы с вами разберем незнакомые слова.

-В тексте встречается слово «горница». –Что значит горница? Встречается слово «сочла».

-Скажем шепотом, чуть громче.

Горница — чистая комната в крестьянском жилище;

Сочла-посчитала, т.е.сколько, указывает на количество, число;

Покраснел, как рак -  от стыда стал красного цвета;

Побледнел-стал белым, бледным от испуга.

«Косточка»

Лев Николаевич Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:
— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

– Дети, вам понравился рассказ-быль?

– Как называется произведение?

– Кто главный герой произведения?

-Что купила мать?

-Когда Ваня ходил мимо слив , что он делал?

-Что произошло, когда в горнице никого не было?

-Перед обедом , что увидела мать?

-Кому мать рассказала о случившемся?

-Что отец спросил у детей за обедом?

-Что произошло с Ваней, когда он услышал вопрос отца ?

-О какой беде сказал отец ?

-Что случилось, когда Ваня рассказал, что косточку он бросил в окошко ?

-Почему все засмеялись ?

-Дети,а какие пословицы подходят к этому произведению?

-Тайное всегда становится явным;

-Запретный плод сладок

-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь;

-Шило в мешке не утаишь.

Вывод: Вывод и главная мысль таковы, что никогда не стоит обманывать-лукавить, все тайное всплывает. А еще надо уметь быть в меру строгим, как мама, которая считает сливы, в меру смекалистым, как папа, который вывел ребенка на чистую воду. И никогда не следует брать без разрешения!

Физкультурная минутка « Варим компот»

Повторное чтение рассказа, составление плана.

– Я еще раз прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и подумайте, на сколько частей его можно разделить.

– Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, какая иллюстрация подходит к первой части? Как ее можно озаглавить? (Мама купила сливы);

– Какую иллюстрацию вы подберете ко второй части? Как можно назвать вторую часть? ( Ваня не удержался и съел сливу);

– А какую к третьей части? Озаглавьте третью часть рассказа. (Кто съел сливу?)

-Осталась последняя иллюстрация, четвертая. Как ее озаглавим? (Опасная косточка).

Пересказ рассказа детьми.

Рефлексия

– С каким рассказом мы сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа-были?

– Чему вас научила быль «Косточка»?

-Нужно всегда говорить правду.

Правду будем говорить,

с правдой будем мы дружить,

никогда не надо лгать,

каждый должен это знать.

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  № 5 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

ООД (занятия) по образовательной области  «Речевое  развитие»

Направление: «Развитие связной речи»

в подготовительной к школе группе

на тему: пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».

Воспитатель:Хайдарова Г.Ф.

Туймазы - 2022г.

Цель: формирование умения самостоятельно пересказывать художественное произведение.

Образовательные задачи:

-познакомить детей с былью-рассказом Л. Н. Толстого «Косточка».

-раскрыть содержание произведения;

- выделять главную мысль рассказа, развивать мышление, внимание, память, обогащать словарный запас;

воспитывать у детей желание говорить правду, выразительно передавать речь персонажей, использовать план в виде иллюстраций;

воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивающие задачи:

-развивать:

-монологическую речь,

-эстетическое чувство,

-художественное восприятие,

-наблюдательность.

Воспитательные задачи:

стимулировать детскую познавательную активность, воспитывать усидчивость, умение соотнести себе сказанное всей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемый результат: последовательный и правильный пересказ рассказа без пропусков и повторений.

Средства реализации: портрет Л.Н. Толстого, иллюстрация к рассказу.

Методы и приемы: внесение и рассматривание иллюстрации, вопросы, беседа, игра.

Активизация словаря: горница, сочла, «покраснел, как рак», побледнел.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о Льве Николаевиче Толстом – писателе и художнике, чтение его рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба";            ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Мои рассказы для детей: - рассказ " Котёнок"

Я люблю  писать для детей рассказы и сказки.   Через них я знакомлю детей с окружающим миром,  жизнью животных , насекомых, растений.  О том какая была наша земля много столетий на...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...