Картотека фольклорного материала для автоматизации звуков «ГОВОРИ, ДА ПРИГОВАРИВАЙ!»
картотека по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_material_dlya_avtomatizatsii_zvukov.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГОВОРИ, ДА ПРИГОВАРИВАЙ!»
КАРТОТЕКА
фольклорного материала
для автоматизации звуков
Фольклорный материал для автоматизации звуков
Звук [Л] Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежал не множко, распахнул окошко:
-Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Звук [Ль] Летели кукушки через три избушки
Как они летели, все люди глядели
Как они садились, все люди дивились.
Звук [Р] Марфушка веселая,
Марфа чернобровая!
Пройди, Марф, горенкой!
Топни, радость, ноженькой!
Звук [Рь] Привяжу я козлика к кудрявой березке.
Привяжу рогатого к кудрявой березке.
-Стой, мой козлик, не бодайся!
А ты, березка белая, стой, не качайся!
Звук [Ш] Потягушечки, порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги- бегушечки!
Звук [Ж] Ноги, ножки,
Куда вы бежите?
В лес, по мошок,
Избушку мшить, чтоб не холодно жить!
Звук [Ч] Уж я Танюшке пирог испеку,
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помадочка медовая,
Моя внученька бедовая!
Звук [С] Сосна, сосна, отчего ты красна?
Оттого я красна, что под солнышком росла.
Звук [Ц] Тынцы-брынцы-бубенцы-
Приезжали молодцы-
Раздавали бубенцы.
Народные подвижные игры для автоматизации звуков.
Игра «Бараны» для автоматизации звука «Р»
Несколько пар детей стоят друг против друга. Образуя «ворота».
Остальные дети - «бараны» подходят к воротам и топают ногами.
Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Открывайте ворота!
Ворота: Рано, рано, вы, бараны.
Застучали в ворота!
Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Пропустите в ворота!
Ворота: Вам куда? Вам куда?
Не откроем ворота!
Баран: На луга, где трава,
А на травушке роса!
Ворота: Еще рано вам туда,
Не откроем ворота!
Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
До свиданья, ворота!
Мы придем сюда тогда,
Когда высохнет трава!
Игра «Бабка Ежка» на автоматизацию звуков «Ш» и «Ж».
Дети образуют круг. Водящий — бабка Ежка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры.
Бабка Ежка — костяная ножка,
На лягушку упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
-У меня живот болит.
Пошла с кошкой на базар,
Раздавила самовар,
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Игра «Колосок на дифференциацию звуков «С», «Ш»
Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка, выходит из игры.
Чтоб был долог колосок,
Чтоб овес наш был высок.
Прыгайте как можно выше,
Прыгать нужно выше крыши.
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора
- Идут четыре брата Показать четыре пальца, большой прижат к ладони
Навстречу им старшой Показать большой палец
-Здорово, Большая!
-Здорово, Васька-указка. Большой палец соединяется суказательным в колечко.
Мишка-середка Большой палец соединяется со средним пальцем
Гришка-сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем
И крошка-Тимошка Большой палец соединяется с мизинцем
2. Дождик, дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками паадьбцев по столу все сильнее и сильнее.
На меня и на людей
Дождик, дождик, припусти Большой и безымянный пальцы каждой руки поджаты к ладони
Мы попрячемся в кусты Указательный и средний «бегут» к краю стола,руки прячутся под стол
Дождик-дождик, Снова барабанить пальцами, все тише, и тише
Хватит лить, Постепенно перестать
Малых детушек мочить!
- Пальчик-мальчик, где ты был? Все пальцы, кроме одного, сжаты в кулак
- С этим братцем - в лес ходил. Показать указательный палец
- С этим братцем - щи варил Показать средний палец
- С этим братцем - кашу ел Показать безымянный палец
- С этим братцем- песни пел Показать мизинец
- Стала Маша гостей звать Хлопать в ладоши
На блиночки созывать:
-И, Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки,
И, Степан, приди, начиная с большого
Да, Андрей, приди.
Да, Матвей, приди,
А Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели,
Блиночков поели Постучать кулачками друг о друга
Стала Маша гостей провожать, в путь-дорогу собирать:
Прощевай, Иван! Поочередно разгибать пальцы руки,
Прощевай Степан! начиная с большого
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка Погладить мизинец другими пальцами
Побудь со мной еще немножечко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.
Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал также...
Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.
В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания на формирование у детей навы...
Копилка фольклорного материала для автоматизации звуков
В сборнике представлены потешки, пословицы, поговорки, чистоговорки предназначенные для автоматизации разных групп звуков. Данная подборка материалов предназначена для работы с детьми с различными реч...
картотека речевого материала на автоматизацию звука С
Сборник материала на автоматизацию звука С...
Картотека речевого материала для автоматизации звука Л
Данный речевой материал поможет логопедам, воспитателям и родителям автоматизировать звук Л у ребенка....
Картотека речевого материала для автоматизации звука Р
Речевой материал будет полезен логопедам, воспитателям,родителям на этапе автоматизации звука Р....
Картотека речевого материала для автоматизации звука Ч.
Речевой материал для автоматизации звука Ч разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал также...