Развитие речи детей 4–5 лет. Рекомендации и советы.
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_4-5_let._rekomendatsii_i_sovety.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей 4–5 лет. Рекомендации и советы.
Одним из значимых приобретений ребёнка дошкольного возраста является овладение родным языком. Рождаясь, человек не умеет говорить. Овладение речью происходит в первые годы его жизни. И далее, на протяжении всего жизненного пути речь становится главным инструментом взаимодействия с людьми. Для человека речь – средство общения, передачи информации, познания и социального взаимодействия.
Речь подразделяется на устную и письменную. В дошкольном периоде важно развитие именно устной речи. Главная задача взрослого - развить у ребёнка связную речь, от которой зависит успех в обучении в школе. В связи с этим, развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем.
В возрасте 4–5 лет дети начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.
В возрасте 4–5 лет у детей постепенно совершенствуются фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность речи.
- Фонетика или звукопроизношение.
На пятом году жизни ребёнок начинает лучше воспринимать и произносить звуки и к пяти годам:
- начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове;
- перестаёт смягчать согласные;
- начинает внятно произносить свистящие;
- осваивает шипящие звуки: исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т» и «д»; исчезает замена шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» свистящими «с», «з», «ц».
- должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
- делает меньше сокращений, пропусков в словах, перестановок звуков и слогов, замен (например, «автомобиль» — атабиль»; «первый» — «певрый»; «большой мальчик» — «босой мальчик»); Это больше касается трудных незнакомых слов.
Что делать?
Если какие-либо из вышеперечисленных изменений не произошли, то это повод обратиться за консультацией к логопеду.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Делайте простую артикуляционную гимнастику - она является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.
Сами произносите слова четко и правильно. Разучивайте несложные скороговорки и чистоговорки – детям они нравятся.
- Словарный запас
Если в 4 года у ребёнка в норме словарный запас 1500–2000 слов, то к 5 годам он увеличивается до 2500–3000 слов.
Ребёнок активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
Возраст 4–5 лет – возраст «почемучек». Детям интересно все на свете. Они постоянно задают вопросы родителям. В этот период важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать ребёнка на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.
Что делать?
Пополнять словарный запас ребёнка можно ненавязчиво и легко. Разговаривайте с ребёнком: рассказывайте, что вы делает или что будете делать, что вы видели по дороге на работу, делитесь впечатлениями.
Гуляя с ребенком, можно обсудите как устроен автомобиль, автобус и т.п., для чего он нужен; кто работает в магазине, парикмахерской и т.п.; из чего состоит дерево; обсудите погоду, свою одежду (что именно вы одели и почему, какая она по цвету, из какого материала…).
Поиграйте в игру «Наоборот» - нужно подобрать антонимы. Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (соленый – кислый, белый – черный…).
Читайте художественную литературу, это не только расширяет кругозор, обогащает речь ребёнка, но и способствует общему развитию.
Игра «Кто что делает». Например, спросите у ребенка, что делает каждое из животных: собака (лает), кошка (мяукает), птица (летает), змея (ползает).
- Грамматический строй речи
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения.
Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Дети могут допускать ошибки: неправильно выстраивать последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласовывать слова («один кошка», «у меня три подругов»).
Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее, начинают использоваться и местоимения, наречия, числительные , т.е. все части речи.
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной, предложение может насчитывать до 10 слов.
Что делать?
Способствуйте формированию правильного грамматического строя речи, используя многочисленные речевые игры, например, «Скажи ласково» (стул – стульчик), «Мама – детёныш» (лось – лосёнок), «один – много» (стул – стулья) и т. д.
Учите согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Например, спросите: какое море (синее), какого цвета лента (красная), а песок (желтый). Предложите посчитать: одно яйцо, а два (яйца)?, два карандаша, а шесть (карандашей)?
Учите составлять прилагательные из существительных. Например, сумка из кожи какая? (кожаная), варенье из малины какое? (малиновое).
Сочиняйте сказки. Учите стихи, потешки, считалки, песни и .т.п.
- Связность речи
Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей:
- к 4 — 5 годам совершенствуется навык диалогической речи.
- дети начинают овладевать монологической речью.
- могут рассказывать о том, что они видели или слышали, делиться впечатлениями
- могут рассказать о своих желаниях, спорить, рассуждать, делать выводы.
- могут отвечать на вопросы о содержании сказки или рассказа.
- могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка Ряба»)
Что делать?
Прочитайте ребёнку сказку, небольшой рассказ или расскажите историю и попросите пересказать.
Придумывайте совместно сказку про какую-нибудь игрушку ребёнка. Или рассматривайте картинки в книге и придумывайте истории про персонажей.
Мечтайте: куда бы вы отправились путешествовать, на чём, чтобы взяли с собой и т.п.
Придумайте вместе с чадом историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
Хороший способ - использовать мнемотаблицы для составления рассказов, заучивания стихотворений, потешек.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с чадом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.
Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.
Важно помнить, что связная грамотная речь не наследуется ребёнком. Её формируем мы – окружающие взрослые и в первую очередь родители. Взрослые должны давать образец правильной грамотной речи.
Если вы подозреваете у своего ребёнка нарушения развития речи, не теряйте времени — покажите его логопеду и неврологу. Чем раньше начнется коррекция речи, тем быстрее ребёнок «догонит» возрастную норму развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи в семье.
Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях....
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Рекомендации родителям.
Статья раскрывает практические и специфические приемы развити комуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность, для родителей воспитанников....
«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основ...
Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации к ее улучшению"
В данном материале представлены графические материалы по развитию речи для размещения в родительском уголке...
«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»
К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает глав...
«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»
Консультация для родителей...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....