Доклад: «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»
учебно-методический материал по развитию речи
МБДОУ с. Таштып детский сад «Солнышко»,
Тищенко Т.В.
Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokl._dlya_interneta.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ с. Таштып детский сад «Солнышко»,
Тищенко Т.В.
Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность.
В педагогике выделяют следующие методы формирования культуры общения: этическая беседа, различные виды игр, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций, чтение различных видов сказок. Сказки - произведения большого искусства.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Одним словом, сказки - это сказки. Старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у дошкольников культуры общения. Под культурой общения мы будем понимать умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Сказка является важным средством формирования культуры общения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений сказок.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Воспринимая поэтические образы, дети получают эсте Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Таким образом, сказка является важным средством в воспитании и формировании культуры общения у старших дошкольников. В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:
- использование сказочных примеров,
- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
- включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
- использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
- включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники
А теперь обратимся к некоторым методам работы со сказкой в дошкольном учреждении. Начинает педагог всегда с чтения-рассказывания новой или уже известной детям сказки.
Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, педагог-рассказчик должен в совершенстве знать текст, прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность "оторваться" от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние - важные составляющие восприятия художественного произведения.
Беседа. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, мы стремимся помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят. Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой - не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей.
Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях. При пересказе фиксируется:
- изменение последовательности событий;
- добавления в сюжет;
- пропуски;
- замена героя;
- изменение черт характера героя;
- отсутствие или появление нового персонажа;
- в каком месте пересказа у ребенка возникают затруднения;
- наличие помощи взрослого при пересказе;
- эмоциональная вовлеченность ребенка в сказочное событие, живость пересказа;
- личные комментарии ребенка.
Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказка воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю - развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Используя сказку как средство формирования культуры общения, обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Об этической направленности детской литературы Белинский говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Велика роль занятий по чтению сказки.
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Беседы по содержанию произведений сказки способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Сказка является важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»
Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.
Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....
Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников
Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания.В предложенной системе обучения решаются задачи воспитания культуры общения во взаимосвязи со всеми за...
Педагогические рекомендации по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников.
Принимая во внимание актуальность и значимость проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении родному языку старших дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости и важности разраб...
Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы
методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...
«Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой»
Использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структуирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную с...