Кружок "Речевичок".. Программа
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
"Речевичок" - дополнительная образовательная программа для детей второй младшей группы.
Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с разнообразными видами детской деятельности, способствует развитию коммуникативных качеств личности ребенка, решает вопросы социальной адаптации.
Программа отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимание и понимание обращенной к нему речи, участие в коллективном разговоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevichok_21-22.docx | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педагогическом совете
ГБ ДОУ № 124 Невского района СПб
Протокол №_______________
От __________________ 2020г.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
«РЕЧЕВИЧОК»
дополнительная образовательная программа для детей
второй младшей группы
Педагог: Лукашова Л.В.
Санкт-Петербург
2022 - 2023 уч.г.
- Пояснительная записка.
Данная образовательная программа разработана для детей второй младшей группы.
Представленная работа является модифицированной программой. При разработке программы учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников.
Речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе. Она сопровождает всю деятельность ребенка.
На 4– м году жизни значительно увеличивается познавательные и речевые возможности детей. Дети второй младшей группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. Все это позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные
- с формированием эстетического вкуса;
- художественным образованием и воспитанием;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- созданием положительного эмоционального настроя,
- снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.
Главным средством установления контакта с окружающими, выражение мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы (мимика, жесты, действия) играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок).
Речь раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с разнообразными видами детской деятельности, способствует развитию коммуникативных качеств личности ребенка, решает вопросы социальной адаптации.
Программа отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимание и понимание обращенной к нему речи, участие в коллективном разговоре.
Программа построена на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей,
- доступность материала,
- постепенность его усвоения.
Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с разнообразными видами детской деятельности, способствует развитию коммуникативных качеств личности ребенка, решает вопросы социальной адаптации.
Программа отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания и понимание обращенной к нему речи, участие в коллективном разговоре. Программа построена на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усвоения.
- Цель программы.
Воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом обращении со взрослыми и сверстниками, обучение формам диалога.
- Основные задачи программы.
- Формирование представлений, умений, навыков – в развитии связанной речи.
- Развитие словаря (словарного запаса).
- Грамматическая правильность речи.
- Звуковая культура речи.
- Программа имеет свои особенности.
Темы пересказов, описательных рассказов по картинкам, чистоговорок, дидактических игр, заучивание стихотворений, звуковая культура речи, - имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «чего не хватает Оле, чтобы пойти на прогулку?», «Кто играет с Таней?», «Никита веселый и грустный»; сказочная тематика: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.
- Этапы реализации.
Одним из важнейших условий эффективности обучения является чередование на одном занятии различных приемов обучения:
- чередование хоровых и индивидуальных ответов;
- сочетание речевых ответов с практическими действиями детей;
- использование разнообразных игровых моментов и ситуаций;
- обоснование необходимости выполнения задания ребенку;
- чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки и загадки);
- использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.)
Таким образом, постепенно дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников занятия, их речь активизируется, они вступают в речевое взаимодействие не только со взрослыми, но и со сверстниками.
На занятии работают все дети, даже с низкими речевыми способностями.
Принесенные в группу маски, шапочки, атрибуты к сказке делают занятие эмоциональней и интересней.
- Ключевые понятия (разновидности используемых в программе игр):
- Игра - имитация образов, хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, хитрая лиса убегает от собак).
- Игры- импровизации («Как удачно ты сравнила – если развязать бант, волосы падают, как золотой дождь);
- Игры-инсценировки, в которых дети совершают добрые дела, помогают, защищают, оберегают, сочувствуют.
- Ролевой диалог героев сказок («Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Рукавичка»).
Материал, содержащийся в программе, имеет многофункциональный характер.
Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.
- Режим организации.
Занятия по кружковой деятельности проводятся 2 раза в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 15 минут. Программа рассчитана на объем 64 учебного часа при условии занятий 2 раза в неделю в течение 8 месяцев.
- Предполагаемые результаты.
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки звукоподражания, имитация).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
- Воспитание умения чувствовать красоту художественного слова, развитие интереса и любви к художественной литературе.
- Календарно-тематический план для подготовительной группы
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Игровое упражнение «Раз, два, три, за мною повтори».
| октябрь | 1 | |
| 1 | ||
Тема: «Овощи»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Фрукты»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Сад-огород»:
| 1 | ||
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Тема «Лес»:
| ноябрь | 1 | |
| 1 | ||
Тема «Грибы и ягоды»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Перелетные птицы»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Зимующие птицы»:
| 1 | ||
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Тема: «Тело человека»:
| декабрь | 1 | |
| 1 | ||
Тема «Посуда»:
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема: «Продукты питания»:
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Тема «Новый год»:
| январь | 1 | |
| 1 | ||
Артикуляция звуков «Б» и «Б1»;
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема: «Зима»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Одежда»
| 1 | ||
Составление описательного рассказа «Одежда».
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Тема «Домашние животные»:
| февраль | 1 | |
Звуковая культура речи. Звук «Л» и «Л1».
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Дикие животные наших лесов»:
| 1 | ||
Составление рассказа описания «Лиса».
| 1 | ||
Тема «Дикие животные
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Рыбы»:
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Составление по картинке рассказа-описания «Щука».
| март | ||
Тема «Наш город»:
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Наша улица»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Дом»:
| 1 | ||
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
Тема «Мебель»:
| апрель | 1 | |
| 1 | ||
Тема «Моя семья»:
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Профессии».
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Хлеб»:
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
№ п\п | Тема занятий | Месяц | Кол-во часов |
| май | 1 | |
Тема «Транспорт»:
| 1 | ||
Составление описательного рассказа «Папа купил автомобиль».
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема «Весна»:
| 1 | ||
Составление рассказа «Пришла весна…»
| 1 | ||
Тема
| 1 | ||
ИТОГО | 8 |
Итого за год 64 занятия
- Задачи программы (в сравнении с базовой программой)
Задачи базовой программы | Задачи новой программы |
|
Пальчиковый театр.
|
- Развивающая среда группы:
- Пополнение коллекции книжного уголка,
- Пополнение уголка ряжения,
- Маски, пальчиковый театр,
- Театр на фланелеграфе,
- Предметные картинки,
- Пейзажные картинки,
- Плоскостной театр,
- Театр резиновой и мягкой игрушки, театр деревянной игрушки.
- Список литературы:
- Веракса Н.Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», - 2010.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду, - 2003.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе.
- Ушакова О.С. Придумай слово.
- Ушакова О.С. Дидактические игры.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
- Успенский Э. Расскажи стихи руками.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...