Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамматики» в подготовительной к школе группе.
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
- Закрепить умения детей составлять предложения по схеме.
- Закрепить умения делить слова на слоги
- Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звуковой анализ слова;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Закрепить умение работать у доски;
- Воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;
- Воспитывать стремление к знаниям и усидчивость.
Орг.момент.
Воспитатель(В):
-Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. –Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
В: -Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас, чтобы немного расслабить мышцы языка, губ я вам предлагаю сделать артик.гимнастику.
1. «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, Вправо так.
Ходят часики – вот так!
2. «Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
3.»Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю открыть почту и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель читает: «Дорогие ребята. Пишет вам Буратино! Я приготовил для вас сюрприз, Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку – картинку, которые помогут вам разгадать зашифрованное слово. И вы узнаете, где я данный момент нахожусь. Я желаю вам удачи!»
- Воспитатель: Ребята постараемся выполнить эти задания? (Да).
1 задание
Игра «Найди лишние»
Заяц, волк, лиса, собака;
Берёза, роза, ромашка, астра;
Капуста, банан, морковь, лук;
Кофта , брюки, шляпа, футболка.
( Воспитатель просит детей объяснить, почему предмет не подходит к этой группе предметов)
- Молодцы, ребята. Как мы быстро справились с этим заданием.
А сейчас тихонько проходим за столы
И вот в награду получаем подсказку.
(Открываю первый конверт)
- Что это? ШАР
2 задание
- Мы знаем, что каждый слог и слово состоят из?... (ЗВУКОВ)
- Какие бывают звуки?... (ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ, ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ)
-Какие звуки называются гласными и почему? (ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МЫ ПОЁМ)
- Какие звуки называются согласными и почему? (СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НЕ ПОЮТСЯ, МЕШАЕТ ЗУБЫ, ГУБЫ И ЯЗЫК)
-Давайте, разберём слово шар (звуковой анализ слова)
Работа с сигнальными картами
3 задание
- Молодцы, ребята. Как мы быстро справились с этим заданием. И вот вторая подсказка.
В конверте лежит картина.
- Что это? КИТ
- Предлагаю вам провести звуковой разбор слова «КИТ»
- Посмотрите на схему и прочитайте слово, интонацией выделяя каждый звук…К-И-Т (индивидуальные ответы)
-А теперь закройте соответствующего цвета фишкой каждый звук.
(1реб выполняет у доски, остальные за столами)
- Предлагаю проверить как мы выполнили задание.
- Какого цвета фишкой закрыли окошечко, где спрятался первый звук?
- Зелёной
- Какой это звук?
-К согласный, мягкий звук
- Какого цвета фишкой закрыли окошечко, где спрятался второй звук?
- Красной
-Какой это звук?
- И , ГЛАСНЫЙ ЗВУК, поэтому закрыли красной фишкой
- Какого цвета фишкой закрыли окошечко, где спрятался третий звук?
- Синей
-Какой это звук?....Т….
-Почему закрыли синей?
- Согласный, твёрдый звук
-Проверьте свои схемы, правильно ли вы выполнили задание.
-Давайте ещё раз повторим. Звуки у нас бывают ( гласные и согласные)
- Согласные в свою очередь бывают твёрдые и мягкие.
-Гласные выделяются красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным цветом.
- Молодцы, ребята.
И вот 3 подсказка. В конверте лежит картина.
- Что это? ОБЛАКО
3 ЗАДАНИЕ
ИГРА «Раздели слово на слоги»
-Ребята, давайте мы с вами вспомним. Какие бывают слова? (короткие, длинные)
- А слова состоят из? (слогов)
- Я вам предлагаю слово облако разобрать на слоги.
-скажите мне как мы можем узнать сколько слогов в слове?
(прохлопать, прошагать, протопать)
-Давайте встанем и протопаем на месте и узнаем сколько слогов в слове облако.
-В слове облако три слога
(индивидуально вызываю одного ребёнка, прошагать и узнать сколько слогов в слове)
-Как мы сказали слова бывают длинные и короткие. Длинные слова, когда много слогов, а короткое слова, когда один слог.
-А шар и кит короткое или длинное слова?
- Шар и Кит короткое слова, потому что один слог в слове.
-Я предлагаю вам попробовать придумать слова из 3 слогов
ФИЗМИНУТКА
4 ЗАДАНИЕ
- Молодцы, ребята. Как мы быстро справились с этим заданием. И вот четвёртая награда.
В конверте лежит картина. (ЛИСА)
- Ребята, посмотрите и скажите, что это такое (показываю схему – предложение)
-Наша речь состоит из предложений. А предложение? (из слов)
Предложение – это несколько слов, которые дружат между собой.
- Скажите, что означает каждая полоска на схеме?
- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквой с уголком)
-Что ставим в конце предложения? (. ! ?)
-Посмотрите на схему предложения. Сколько слов в этом предложении?
Придумайте по этой схеме предложение, используя картинку ЛИСА
- А теперь прочитайте предложение с ? знаком и ! знаком.
Воспитатель: А теперь придумайте своё предложения, используя эти все картины. И начертите схему на листочке.
(один ребёнок выполняет у доски и разбираем его предложение)
5 ЗАДАНИЕ
- Молодцы, ребята. Как мы быстро справились и с этим заданием. И вот ПЯТАЯ награда.
В конверте лежит картина.(АИСТ)
Воспитатель: Мы с вами открыли все конверты. Какой ж сюрприз у нас получился?
-Разгадаем зашифрованное слово.
-Первый звук в слове ШАР (Ш)
-Первый звук в слове КИТ(К)
- Первый звук в слове ОБЛАКО (О)
- Первый звук в слове ЛИСА (Л)
- Первый звук в слове АИСТ (А)
Какое слово получился? ШКОЛА(показ картинку)
-Значит ребята, где сейчас находится Буратино?
- Как вы думаете зачем Буратино нам отправил картинку школа?
- А сейчас ребята, я вам предлагаю выйти на ковер и сесть на стульчики
РЕФЛЕКСИЯ
- Прежде чем мы откроем шкатулку(сюрприз детям наклейки пятёрка), вспомним:
- Какие задания мы с вами выполняли?
- какое задание по - вашему было самим лёгким? А какое самым трудным?
А какое вам понравилось больше всего?
- молодцы, ребята. Мне тоже понравилось, как вы справились с заданиями.