НОД "Маша идет в школу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект
образовательной деятельности
«Маша идёт в школу»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Конспект
образовательной деятельности
«Маша идёт в школу»
(старшая группа)
Воспитатель: Демина Галина Евгеньевна
Г.Камень – на – Оби,2022г.
Развитие речи «Маша идёт в школу».
Цель: выявления качества усвоения знании и умении у детей, полученных в течений года
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение составлять предложения, рассказ по картине;
Активизировать в употреблении в речи синонимов и антонимов;
Упражнять в определении первого и последнего звука в словах;
Упражнять в умении правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей
Продолжать развивать умение связно, последовательно и логично передавать текст придуманного рассказа
Закрепить знания детей о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, также птиц, зверей, насекомых.
Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о месяцах временах года.
Развивающие:
- Развивать связную выразительную речь
- Продолжать развивать фонематический слух
- Расширить представления о дальнейшем обучении в школе
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу.
- Воспитывать доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
Виды детской деятельности | Приемы работы |
Игровая | Дидактическая игра: «Назови, одним словом» Игра с предметом «Скажи наоборот», «Какая Маша?», «Опиши предмет» |
Коммуникативная | Ситуативная беседа о погоде, о школе; словесная игра «Придумай предложение»; звуковой анализ слова «ШКОЛА»; придумывание творческого рассказа; |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание иллюстрации «Лиса», «Речка», «Дощечка», «Поляна с грибами и ягодами», «Школа»; Вопросы поискового характера |
Двигательная | Физкультминутка «Если есть хороший друг…» |
Количество детей: подгруппа 11 человек
Материал и оборудование:
Оборудование: 22 стула, 6 парт, звоночек, указка, магниты, магнитофон, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал: кукла Маша, мячик, зелёная скатерть,иллюстрации (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые), портфель со школьными принадлежностями (книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка), презентация.
Раздаточный материал:фишки и схемы для звукового анализа слов, медали первоклассника.
Ход
Дети заходят в группу, встают в круг, у воспитателя в руках звоночек
Воспитатель: Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Д: Доброе утро!
В: Слушаем дежурных по уголку природы.
Д: Сегодня 27 апреля, понедельник, утро. Погода…
В: Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма.
(Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»)
В: Вы узнали, откуда эта музыка?
Д: Эта музыка из мультфильма «Маша и медведь».
В: А вот и наша героиня.
(Воспитатель показывает куклу Машу)
В: Передаём Машу по кругу и говорим, какая она по характеру. Маша озорная…
(передаёт её по кругу, каждый ребёнок называет черту характера Маши)
Д: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…
В: Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествовала помногим детским садам. Нам нужно Маше помочь добраться до Мишкиного домика и выполнить задания Миши, так как Маша одна не справится с заданиями. Миша думает, что она не совсем ещё готова к школе. Поможем?
Д: Да
В: Итак, первое задание. Миша хочет, чтобы мы поиграли в игру «Цепочка слов», а Маша будет учиться, как правильно играть в эту игру.
(дети стоят в кругу, первой начинает игру воспитатель со слова «БИБЛИОТЕКА»)
В: А ещё Маша не знает сколько месяцев в году. Подскажите ей, ребята
Д: В году 12 месяцев.
В: Передаём по кругу красивые подсолнухи и называем по порядку все месяца. Январь….
(Дети по очереди называют все месяца в году и передают подсолнухи)
В: А ещё Миша вам предлагает игру «Скажи наоборот». Я кидаю мяч, называю слово, а вы называете противоположное слово, а мяч кидаете обратно мне.
Радостный – грустный, печальный
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться
Храбрый – трусливый
Умный - глупый
Жадный - щедрый
Вязать - распускать
В: Идём дальше. Перед вами полянка, а на поляне все звери, млекопитающие, земноводные, птицы, насекомые перепутались, Миша хочет, чтобы вы Маше помогли навести порядок и поделить их по группам.
(Игра «Назови одним словом», на поляне (на столе) лежат картинки вперемешку, дети их классифицируют)
В: Ваня, назови одним словом вот этих животных. (Кукушка, ястреб, трясогузка, клёст, свиристель)
Д: Птицы
В: Соболь, кабан, ёж, куница, рысь
Д: Звери
В: Ящерица, уж, гадюка, черепаха, крокодил.
Д: Пресмыкающиеся
В: Лягушка, жаба, тритон
Д: Земноводные
В: гусеница, бабочка, пчела, стрекоза, майский жук
Д: Насекомые
В: Чем земноводные отличаются от пресмыкающихся
Д: ответы детей
В: Молодцы!
(Воспитатель зовёт всех детей встать в круг)
Следующее задание, нужно сделать звуковой анализ слова «ШКОЛА». Для начала давайте Маше расскажем из чего состоят слова.
Р: Слова состоят из звуков и букв.
В: Чем отличаются звуки от букв?
Д: Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются.
В: На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Д: На гласные и согласные.
В: Как произносятся гласные звуки?
Д: Легко, свободно, поются, тянутся.
В: А согласные?
Д: Не тянутся, не поются.
В: А какие бывают согласные звуки?
Д: Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
В: Итак,присаживайтесь за столы, спинки выпрямили, ноги поставили вместе.
(Слово «ШКОЛА» дети работают за столами)
В: Из скольки звуков и слогов состоит слово «ШКОЛА» и на какой слог падает ударение?
Д: Слово «ШКОЛА» состоит из 5 звуков, из 2-х слогов, ударение падает на первый слог ШКО-, на звук «О».
В: Какой первый звук в слове «ШКОЛА»?
Р: 1-ый звук в слове «ШКОЛА», зв. «Ш» - он всегда твёрдый, шипящий, глухой согласный и обозначаем его синей фишкой (Ребёнок берёт зелёную фишку и выходит к доске)
2-ой зв. «К» - он глухой, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой(Ребёнок берёт красную фишку и выходит к доске)
3-ой зв. «О» - он гласный и обозначаем его красной фишкой(Ребёнок берёт синюю фишку и выходит к доске)
4-ий зв. «Л» - он звонкий, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой (Ребёнок берёт синюю фишку и выходит к доске)
5-ой зв. «А» - он гласный и обозначаем его красной фишкой (Ребёнок берёт красную фишку и выходит к доске)
В: Молодцы! Загрустила наша Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весёлой. Встаньте парами друг к дружке лицом, возьмитесь за руки.
Физ.мин. «Если есть хороший друг…»
Настроение упало (Стоят лицом друг к другу, руки вверх)
Дело валится из рук (Бросают руки вниз…)
Но ещё не всё пропало (Грозят указательным пальчиком)
Если есть хороший друг (Хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки)
С облегчением вздохнём, (Вздыхают)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх)
И от пыли отряхнём! (Отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу)
В: Теперь настроение у всех будет хорошее. А вот мы и пришли к домику Мишки.
(воспитатель показывает картинку домика на интерактивной доске)
Посмотрите, он, кажется, собрал портфель для Маши.Давайте посмотрим, что он в него положил. Присаживайтесь на стулья.
(Игра «Опиши предмет»)
По-очереди, будем вытаскивать по-одному предмету из портфеля, называть его и описывать: какая у предмета форма, цвет величина, из каких частей состоит из какого материала изготовлена, назначение предмета.
(В портфеле книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка)
Д: По-очереди выходят к воспитателю и описывают предмет
В: Как можно назвать все эти предметы одним словом?
Д: школьные принадлежности.
В: Взяла Маша портфель и отправилась в путь.
(Воспитатель складывает всё в портфель и убирает)
А дорога шла через поля, через леса…ой, ребята, а что было дальше я незнаю. Но Миша оставил картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кира, кто на ней изображён?
(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску)
Д: На картинке изображена лиса.
В: Составьте предложение к этой картинке.
Д: Составляют предложение.
(воспитатель показывает 2-ю и 3-ю, 4-ю, 5-ю картинку (речка, поляна с грибами и ягодами, дощечка, школа), дети аналогично составляют предложения)
В: А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы и сами придумаем новую серию про Машу и назовём, например, так «Маша идёт в школу». Вы согласны со мной?
Д: Да.
В: Мы вас послушаем и сравним, у кого интересней получится рассказ
(Дети составляют рассказ по картине, прослушать 3-4 ребёнка)
В: Чей рассказ больше всего понравился?
Д: ответы детей
В: За что вам хочется похвалить Влада?
Д: ответы детей
В: Хочется особенно выделить рассказы…..
Рассказ Влада был интересным, ты сумел рассказать о самом главном. Использовал интересные слова. Все дети слушали тебя очень внимательно, так как речь была четкая, громкая, правильная.
-Даша правильно строила предложения.
В: Молодцы! Вот какая интересная серия у нас получилась.
(Воспитатель приглашает всех встать в круг)
В: А какое упражнение Миши, вам больше всего понравилось?
Д: Ответы детей
В: Какое задание было самым трудным?
Д: Ответы детей
В: Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс?
Д: Да
В: В какое время года Маша пойдёт в школу?
Д: Осенью, 1 сентября.
В: Верно, и вы вместе с Машей пойдёте в школу и будете учиться на пятёрки и четвёрки. За помощь, которую вы оказали Маше, она вам дарит медали первоклассника.
(Воспитатель дарит детям по медальке)
В: А теперь все берёмся за руки и громко кричим «МОЛОДЦЫ»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы"Буратино идет в школу"
Выпускной праздник для детей подготовительной группы "Буратино идет в школу"...
Занятие в подготовительной к школе группе "Маша идет в школу"
Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях.Задачи: Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (внимание, память, мышление), творческих способностей.Раз...
Совместная деятельность для детей по теме "Незнайка идет в школу." в подготовительной к школе группе.
Собственная методическая разработка....
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...
Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.
Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Незнайка идет в школу"
Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп. В нем вы найдете задания для проверки готовности детей к 1 классу....