Конспект НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для старшей подгруппы разновозрастной группы «Приключение в деревне Кудыкино»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
На занятии дети в игровой форме получают возможность приобрести интересные знания и приобщиться к русской народной культуре. Они получают представление о приборе ориентирования на местности – компасе, учатся анализировать слова на слух. У нихформируется умение проводить звукобуквенный анализ слов и закрепляются знания детей о целом предмете и его части. Дети учатся видеть прекрасное, а также расширется их представления о характерных особенностях изделий народных промыслов (Дымково, Филимоново).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrir._zan._-_priklyuchenie_v_derevne_kudykino.docx | 82.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
МБОУ «Гимназия № 19»
_________________________________________________________________
Дошкольное отделение
Конспект НОД
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
для старшей подгруппы разновозрастной группы
«Приключение в деревне Кудыкино»
Составитель: воспитатель Киреева О.И. |
Балашиха 2022 г.
Цель: развитие интегративных качеств у детей.
Образовательные задачи:
- дать представление о приборе ориентирования на местности – компасе;
- продолжать учить детей анализировать слова на слух;
- формировать у детей умение проводить звукобуквенный анализ слов;
- закреплять знания детей о целом предмете и его части;
Развивающие задачи:
- расширять представления детей о характерных особенностях изделий народных промыслов (Дымково, Филимоново);
- развивать навыки пользования опасными столовыми приборами (ножом).
Воспитательная задача: воспитывать чувство гордости за народное искусство.
Предварительная работа: ознакомление с народными промыслами России (Филимоново, Дымково); рассматривание и рисование отдельных фрагментов народных узоров; экскурсия в мини-музей «Бабушкин чердак» с целью рассматривания предметов старинного домашнего обихода; использование народных игр как этнокультурного компонента в приобщении детей к истокам народной культуры.
Материалы и оборудование: компас, бумажный макет, изображающий Змея Горыныча; макет, изображающий полку-разиньку с посудой; макет, изображающий ярмарочные прилавки и силуэты игрушек; пряники тульские, столовые ножи.
ХОД НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о дружбе. О том, как важно иметь друзей и быть неравнодушным к чужой беде.
Раздаётся злой смех. Влетает бумажный самолётик…
Воспитатель говорит:…
Кто это нас отвлекает? Какая неуместная шутка! Оказывается, это не просто самолётик. Это письмо. Кто сможет прочитать его? Я где-то оставила очки.
Дети читают письмо…
Я живу в большой норе На Кудыкиной горе. Сейчас на ярмарку лечу, Одну старушку проучу… | Узоры с игрушек её заберу, Украшу я ими себя и нору. Как стану красивым – так сразу меня Полюбит Маланья и вся ребятня. Подпись: Змей Горыныч |
Воспитатель: Вот так-так, кажется, я знаю, о чём речь! Ребята, а вы знаете бабушку Маланью? Нет? Я сейчас вам о ней расскажу. Встаньте в круг…
Проводится русская народная игра «Бабушка Маланья»…
Дети, бабушке Маланье грозит беда. Змей Горыныч хочет забрать узоры с игрушек, которые бабушка приготовила для ярмарки. А без узоров игрушки никто не купит. Надо старушку выручать. Хотите со мной пойти?
Чтобы легче было в пути, давайте вспомним пословицы о дружбе.
Дети говорят различные пословицы. Воспитатель дополняет ответы детей.
Сам погибай – товарища выручай.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось, и т.п.
Воспитатель: Дети, я знаю, что деревня Кудыкино находится от нас в западной направлении. Правильно сориентироваться на местности нам поможет этот приборчик – называется он компас.
Стрелочка на нем всегда показывает на север. Существует такое правило: если впереди север, значит сзади обязательно юг, справа – восток, слева – запад.
Покажите мне, пожалуйста, где запад?
Дети ориентируются в пространстве…
Туда и пойдём…
Звучит фонограмма голосов леса…
Воспитатель: Вот мы с вами в лесу. А в лесу, кроме птиц и зверей, живёт весёлый затейник – Эхо. Хотите с ним поиграть?…
Дети соглашаются… Это рефреном повторяет слово «Да, да, да…»
Дети, сейчас Эхо будет нам называть слова, а в этих словах постарайтесь найти ещё одно слово, которое вам будет слышаться…
Шмель – мель,
Олень – лень,
Букашка – кашка,
Драма – рама,
Коса – оса…
Дети вместе с воспитателем подходят к избушке бабушки Маланьи. Входят…
Воспитатель: Что такое? В избе бабушки Маланьи полный кавардак. Посмотрите, на полочках, где стоит посуда, было всё подписано, а теперь остались только кружочки разноцветные. Мы-то с вами знаем, что это не простые кружочки. Ими обозначаются звуки. Вот по звукам мы и определим, что находится в кастрюлях…
Перед детьми нарисованный буфет с тремя полками. На верхней полке три кастрюли. Дети проводят звукобуквенный анализ слов: «каша», «суп».
На второй полке нарисованы три пачки, где предположительно находятся соль и сыр. Дети проводят звукобуквенный анализ слова «сыр».
На третьей полке нарисованы два кувшина.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, в каком кувшине холодный чай? Какие молодцы, вы справились с заданием…
Ну, вот навели мы порядок в доме у бабушки Маланьи. А что это я слышу? Ярмарка-то в самом разгаре, шумит, заливается!
Пойдёмте искать бабушку, заодно и спляшем вместе с гостями ярмарочными.
Проводится физкультминутка «Ой, заинька».
На стене вывешивается рисунок с изображением Змея Горыныча.
Воспитатель: А кто это сидит, слезами горькими обливается? Да это Змей Горыныч! Что же ты не весел, головушку буйную повесил?
Змей Горыныч говорит, что он собрал с игрушек бабушки Маланьи все узоры, чтобы быть красивым, чтобы с ним все подружились. А над ним только смеются и называют павлином.
Воспитатель: Дети, скажите Змею Горынычу, за что человека можно полюбить? (Ответы детей)
Да, любят добрых, умелых, готовых прийти на помощь. А красота совсем не обязательна.
Давайте поможем Змею Горынычу избавиться от такого странного наряда, вернём все узоры на свои места.
Посмотрите, у бабушки на полочках белые фигурки. Но мы с вами даже по силуэтам можем понять, где их лепили. Вот куколки в широких платьях с кокошниками на головах – это дымковские игрушки. И лошадки в Дымкове с пышными гривами и правильными пропорциями.
Давайте вспомним, какими узорами украшали дымковские игрушки? (Ответы детей) Правильно! Круги, клетки, овалы, точки, полоски…
А вот эта игрушка отличается вытянутыми пропорциями, особым изяществом формы. И роспись у неё особенная такая, как бабушкин полосатый половичок. Откуда эти игрушки? (Ответы детей) Да! Это игрушки филимоновские. Полоски, ёлочки, кружочки-солнышки – это филимоновская роспись.
Дети, послушайте, какая у вас задача. Я каждому из вас дам игрушку, а вы должны украсить её тем узором, который ей соответствует.
Дети по очереди подходят к изображению Змея Горыныча, снимают узоры и украшают свою игрушку.
Когда работа выполнена, Змей Горыныч благодарит детей за помощь и угощает ярмарочными пряниками (или баранками).
________________________
Если останется время…, то закончить занятие можно так:
Змей Горыныч говорит, что он не знает, сколько малышей в нашей группе. У него осталось ещё три пряника, и он хочет угостить малышей…
Дети считают, сколько малышей в группе и приходят к выводу, что по целому прянику на каждого не хватит. Решают, как поступить…
Воспитатель: Дети, может быть нам как-то можно поделить эти пряники? Как же можно это сделать?
Дети строят предположения… Приходят к выводу, что пряники нужно разрезать пополам. Тогда каждый малыш получит по половинке пряника.
Старшие дети разрезают пряники ножом.
Воспитатель напоминает о правилах пользования острыми предметами.
________________________
Воспитатель: Дело сделано! Мы все справились с заданиями. Мы с вами не заблудились, потому что у нас был компас. Мы навели порядок у бабушки Маланьи и теперь она знает, на какой полочке у неё что находится. Помогли и Змею Горынычу. Он теперь понял, что настоящая красота определяется поступками. Мы надеемся, что бабушка Маланья всё же продала свои игрушки на ярмарке. Вы правильно разместили узоры на фигурках игрушек.
А теперь хочу спросить вас, Что вам больше всего понравилось?
Приложение к интегрированной НОД: «Приключение в деревне Кудыкино» |
Игра "Бабушка Маланья"
Особенности игры и ее воспитательное значение. Это игра-шутка. В ее основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача детей — придумать или выбрать интересные движения к этой
потешке. Участвуя в предыдущих играх, дети уже приобрели достаточно разнообразный двигательный опыт, который теперь, когда нужно самостоятельно придумать, что показать участникам хоровода, очень пригодится.
Участникам игры предоставляется полная свобода — каждый может выбрать то движение, которое ему больше нравится. Игра способствует формированию таких важных качеств личности, как творческая активность, находчивость, умение сосредоточиться.
Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, как это было раньше, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа.
Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова | Движения |
|
|
|
|
|
|
Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными. Можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши, заложить руки за спину, покачаться на двух ногах и т.д. Они могут сопровождаться звуками или возгласами.
Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры.
Правила игры.
1. Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи.
2. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя.
3. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"
конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей подгруппе
Цель: показать значение семьи в жизни человека.Задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;развивать диалогическую речь;воспитывать у детей чувство гордости ...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»...
Конспект занятия по развитию речи в младшей подгруппе разновозрастной группы
Знакомим со сказкой "Колобок" в обработке К.Ушинского с помощью пальчикового театра...
Конспект занятия по развитию речи в старшей подгруппе тема «Скоро Новый год»
Задачи:Образовательные1.Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на поставленные вопросы;2. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Новый год...