"Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа)
В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).
Наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.
В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основного показателя связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи. Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь. В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения. Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности прежде всего следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту. Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков.
До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Таким образом, развитие речи дошкольника – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-702048-1446636516.jpg)
Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».
«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....
Консультация для родителей " Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280585-1603210657.jpg)
Статья «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возрата «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829262-1476209447.jpg)
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/21/picture-1408082-1653121594.jpg)
Консультация для родителей Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829262-1476209447.jpg)
Консультация для родителей Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителейГлавные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832305-1476646165.jpg)
консультация для родителей " Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...