Связная речь
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)


Предварительный просмотр:

                                                                           

Воспитатель:

Амелюхина Нелли Ивановна              Мнемотаблицы (примеры)

1 мнемотабл.png

Расскажи про осень.

3 мнемотаб.jpg

Сказка «Три медведя»

4 мнемотаб.png

Загадай загадку.

(Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает тот слезы проливает)



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления рассказа по картине

  • Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
  • Символ, обозначающий место действия;
  • Символ, обозначающий время действия;
  • Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
  • Действующие лица, изображенные на картине;
  • Действия героев картины;
  • Их одежда;
  • Настроение и характер действующих лиц;
  • Цветовая палитра
  • Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика составления рассказов

Слайд 2

Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Слайд 3

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 4

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них (в младших группах) составление детьми рассказов на материале картин.

Слайд 5

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать ( задавать вопросы по картине) ; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Слайд 6

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

Слайд 7

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Слайд 8

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога не только составлять рассказы , но и придумывать начало и конец сюжета картины.

Слайд 10

?



Предварительный просмотр:

Памятка

 Составление дошкольниками  рассказов

Составление рассказов по сюжетным картинам.

Для составления рассказов можно использовать многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (“Мы дежурим”, “Дочки-матери”, “Семья”, “Игры на детской площадке”, “Зимние развлечения”). 

 Также детям предлагается жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”, “Аленушка” В. М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:

  • Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
  • Символ, обозначающий место действия;
  • Символ, обозначающий время действия;
  • Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
  • Действующие лица, изображенные на картине;
  • Действия героев картины;
  • Их одежда;
  • Настроение и характер действующих лиц;
  • Цветовая палитра
  • Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

  • “Кто больше назовет живых предметов?”,
  • “Кто больше назовет неживых предметов?”,
  • “Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).
  • Используется схематическое изображение слов-предметов

http://50ds.ru/img/_3MO0WI4S6.jpg

  • “Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

http://50ds.ru/img/_3MO0WI4UE.jpg

  • Педагог соединяет линией два предмета:
  • “Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”, “Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).
  • Используется схематическое изображение слов-действий.
  • Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим придумыванием диалога.

3. Исследование картинки на полисенсорной основе.

  • “Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку.
  • Что ты слышишь?”
  • “Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”
  • “Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”
  • “Побробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
  • Используется следующее схематическое изображение:

4. Копилка образных сравнений.

  • “Скажи, какой предмет? Что такое же?”.
  • Придумывание метафор и сравнений по моделям

МЕТАФОРА (от греч. metaphora - перенесение) - троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов").

5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.

  • http://50ds.ru/img/_3MO0WI4ZA.jpg
  • “Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картинке, что будет делать потом”.
  • 6. Разные точки зрения.
  • “Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии”.



Предварительный просмотр:

Схема (мнемотаблица) по картине Васнецова Аленушка

  • Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
  • Символ, обозначающий место действия;
  • Символ, обозначающий время действия;
  • Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
  • Действующие лица, изображенные на картине;
  • Действия героев картины;
  • Их одежда;
  • Настроение и характер действующих лиц;
  • Цветовая палитра
  • Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).

?

    C:\Users\123\Desktop\елка раскраска.jpg

C:\Users\123\Desktop\раскраска солнце.jpg

C:\Users\123\Desktop\раскраска цветок.jpg

C:\Users\123\Desktop\раскраска стул1.jpg

C:\Users\123\Desktop\раскраска платье.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...