Связная речь
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Дидактические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотаблица | 431.1 КБ |
алгоритм составления рассказов по картине | 14.26 КБ |
методика составления рассказов | 756.06 КБ |
Памятка для составлении рассказов | 28.04 КБ |
Схема описания картины "Аленушка" | 51.39 КБ |
Игры в картинках | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель:
Амелюхина Нелли Ивановна Мнемотаблицы (примеры)
Расскажи про осень.
Сказка «Три медведя»
Загадай загадку.
(Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает тот слезы проливает)
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления рассказа по картине
- Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
- Символ, обозначающий место действия;
- Символ, обозначающий время действия;
- Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
- Действующие лица, изображенные на картине;
- Действия героев картины;
- Их одежда;
- Настроение и характер действующих лиц;
- Цветовая палитра
- Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них (в младших группах) составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать ( задавать вопросы по картине) ; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога не только составлять рассказы , но и придумывать начало и конец сюжета картины.
?
Предварительный просмотр:
Памятка
Составление дошкольниками рассказов
Составление рассказов по сюжетным картинам.
Для составления рассказов можно использовать многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (“Мы дежурим”, “Дочки-матери”, “Семья”, “Игры на детской площадке”, “Зимние развлечения”).
Также детям предлагается жанровая живопись, способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: “Прибыл на каникулы”, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”, “Аленушка” В. М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
- Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
- Символ, обозначающий место действия;
- Символ, обозначающий время действия;
- Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
- Действующие лица, изображенные на картине;
- Действия героев картины;
- Их одежда;
- Настроение и характер действующих лиц;
- Цветовая палитра
- Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
Основные этапы работы с картинкой:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
- “Кто больше назовет живых предметов?”,
- “Кто больше назовет неживых предметов?”,
- “Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).
- Используется схематическое изображение слов-предметов
- “Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)
2. Нахождение связей между объектами на картинке.
- Педагог соединяет линией два предмета:
- “Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”, “Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).
- Используется схематическое изображение слов-действий.
- Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим придумыванием диалога.
3. Исследование картинки на полисенсорной основе.
- “Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку.
- Что ты слышишь?”
- “Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”
- “Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”
- “Побробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
- Используется следующее схематическое изображение:
4. Копилка образных сравнений.
- “Скажи, какой предмет? Что такое же?”.
Придумывание метафор и сравнений по моделям
МЕТАФОРА (от греч. metaphora - перенесение) - троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов").
5. Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
- “Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картинке, что будет делать потом”.
- 6. Разные точки зрения.
- “Выбери какого-нибудь героя, войди в его состояние и опиши окружающие предметы или события с его позиции. Затем опиши того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии”.
Предварительный просмотр:
Схема (мнемотаблица) по картине Васнецова Аленушка
- Вопросительный знак (дети рассказывают, как называется картина)
- Символ, обозначающий место действия;
- Символ, обозначающий время действия;
- Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины)
- Действующие лица, изображенные на картине;
- Действия героев картины;
- Их одежда;
- Настроение и характер действующих лиц;
- Цветовая палитра
- Символ “сердце” (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
? |
| |||||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...