Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Вот так Африка!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Развитие речи дошкольников.

Задачи:

Образовательные

  • Уточнить представления детей о животных жарких стран.
  • Учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению.
  • Активизировать глаголы и прилагательные.
  • Уточнять и закреплять правильное произношение звука ч, изолировано и в словах.
  • Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог.
  • Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ.

Воспитательные

  • Развивать социальны навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
  • Воспитывать любознательность.

Развивающие

  • Обогащение и уточнение словаря:  «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, заучивание стихотворений.

Игровые методы — дидактические игры, эпизодические игровые приемы (загадки, игровые действия и т.д.)

Наглядные: демонстрация  картинного материала, игрушка Попугай.

Материалы для занятия:

 Глобус, разрезная картинка –Африка материк, картинный материал: корабль, стрелка, разрезная азбука, цветные квадраты, табличка «Звук ч», раскраски (20 шт.), изображение африканских животных: жираф, обезьяна, слон, гепард, страус, львенок, изображения Африки: саванна, пустыня, джунгли ; аудиозапись «Шум моря», кокос, игрушка попугай, «черный»ящик.

Предварительная работа

  • Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».
  • Занятия: развитие речи «Там где нет зимы», «Наша планета»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».

 

I. Орг. момент

   -    Добрый день! Начнём  с загадки:

Есть у радости подруга,

Она в виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

 

- Подарим друг другу улыбки. Подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением продолжим.

II. Введение в тему занятия.

- Ребята, я принесла вам черный ящик. Попробуйте угадать  что в нем. Вы задавайте мне наводящие вопросы, а я буду отвечать.

- Правильно, это глобус.

- А что такое глобус? (зачитываю определение из энциклопедии)

- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)

- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)

- А пустыни? (Пустыни – желтым)

- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) Назовите.  А на каком мы с вами живем?

- Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.

-А чтобы узнать на какой материк мы с вами отправимся, предлагаю поиграть. Надеюсь вы узнаете его, собрав картинку.

 Игра «Собери картинку».

- Отправляемся в Африку.

- Покажите этот материк на глобусе.

- Нам придется плыть на корабле. А Кирилл знает чудесное стихотворение о людях, которые путешествуют на корабле. Называется оно «Морские волки».

Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом!
Мы, бесстрашные волки морские,
Смело в бурное море плывем.
Якоря мы подымем – вот так!
Паруса мы поставим – вот так!
Веселее, моряк!
Веселее, моряк!
Делай так, делай так и вот так!
Поплывем мы в далекие страны,
Где блестящие звезды видны,
Где на ветках висят обезьяны
И гуляют большие слоны.

- Как вы думаете кто такие морские волки?

- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые).

Тогда в путь «морские волки».

III. Основная.

Пофантазируем, что в Африку мы отправимся на этом корабле (картинка)

- Попробуйте составить название нашего корабля.(разрезная азбука.)

-  Пеликан. Верно.

- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.

- Запишите схему слова знаками.

- Почему записали именно так? (звуко –буквенный анализ).

- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!

Физ. Минутка

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река.

Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда.

Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой.

Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой.

Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем.

Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.

Садятся на стулья.

Игра «Назови слово»

Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках? ( Кокос) Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.

Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон).

-  Предлагаю разделить на слоги названия животных.

- А теперь животное, а вы - его признак.

 Загадывание загадок.

Вы любите загадки? Настя загадай ребятам загадку.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Попугай)

- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то) Игра с игрушкой.

- А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить, так как это делает попугай.

Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.

(Проговаривают чистоговорку 4-5 человек)

- Какой звук чаще других повторял попугай? (после того, как назовут, показ таблички «звук Ч»)

-  Какой он? (согласный, всегда мягкий)

- А Артем М. знает еще одну загадку. Послушайте.

Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вдвое опахал,
Ростом с башню отмахал. (Слон)

Словообразование «Животные и их детеныши».

Посмотрите на этого слона.(показ картинки).

-  Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).

-  Как его назовем?

-  Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.

Лев – львенок

Бегемот – бегемотик

Жираф – жирафенок

Страус – страусенок

Черепаха – черепашонок

Зебра – жеребенок

Гепард – котенок (показ картинок).

-  Ребята, посмотрите у меня есть картинки, они напомнят о нашем путешествии. Как называется африканский лес? (Джунгли)

-  Посмотрите на зверей. Кто из них живет в джунглях?

 -  А что изображено на этой картинке? (Пустыня)

-  Кто живет в пустыне?

-  А на этой? (Саванна)

(После предъявления картинок , следует небольшое пояснения воспитателя)

- Мы совершили чудесное путешествие, но нам пора возвращаться.

Физ.минутка (та же)

IV. Итог

- Скажите, куда мы сегодня совершили путешествие. О чем мы с вами беседовали? Что вам запомнилось больше всего?

- На память я хочу вам подарить по картинке с изображениями африканских животных. Вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке – Африка!

- Но перед тем, как мы начнем работать, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дети встают в круг.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки…

Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки!

Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем.

Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем…

Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем.

Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

 

- Перед тем, как вы пройдете на места, поблагодарим гостей за то, что они пришли посмотреть на нас… и попрощаемся.

(Дети проходят на места и раскрашивают картинки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

               Тема: «Вот так Африка!»

                                                                                     

                                                                                 Составитель: Черепанова Е.В.

Барнаул, 2022

Цель: Развитие речи дошкольников.

Задачи:  

Образовательные

  • Уточнить представления детей о животных жарких стран.
  • Учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению.
  • Активизировать глаголы и прилагательные.
  • Уточнять и закреплять правильное произношение звука ч, изолировано и в словах.
  • Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог.
  • Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ.

Воспитательные

  • Развивать социальны навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
  • Воспитывать любознательность.

Развивающие

  • Обогащение и уточнение словаря:  «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, заучивание стихотворений.

Игровые методы — дидактические игры, эпизодические игровые приемы (загадки, игровые действия и т.д.)

Наглядные: демонстрация  картинного материала, игрушка Попугай.

Материалы для занятия:

 Глобус, разрезная картинка –Африка материк, картинный материал: корабль, стрелка, разрезная азбука, цветные квадраты, табличка «Звук ч», раскраски (20 шт.), изображение африканских животных: жираф, обезьяна, слон, гепард, страус, львенок, изображения Африки: саванна, пустыня, джунгли ; аудиозапись «Шум моря», кокос, игрушка попугай, «черный»ящик.

Предварительная работа

  • Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».
  • Занятия: развитие речи «Там где нет зимы», «Наша планета»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».

I. Орг. момент

   -    Добрый день! Начнём  с загадки:

Есть у радости подруга,

Она в виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим друг другу улыбки. Подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением продолжим.

II. Введение в тему занятия.

- Ребята, я принесла вам черный ящик. Попробуйте угадать  что в нем. Вы задавайте мне наводящие вопросы, а я буду отвечать.

- Правильно, это глобус.

- А что такое глобус? (зачитываю определение из энциклопедии)

- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)

- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)

- А пустыни? (Пустыни – желтым)

- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) Назовите.  А на каком мы с вами живем?

- Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.

-А чтобы узнать на какой материк мы с вами отправимся, предлагаю поиграть. Надеюсь вы узнаете его, собрав картинку.

 Игра «Собери картинку».

- Отправляемся в Африку.

- Покажите этот материк на глобусе.

- Нам придется плыть на корабле. А Кирилл знает чудесное стихотворение о людях, которые путешествуют на корабле. Называется оно «Морские волки».

Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом!
Мы, бесстрашные волки морские,
Смело в бурное море плывем.
Якоря мы подымем – вот так!
Паруса мы поставим – вот так!
Веселее, моряк!
Веселее, моряк!
Делай так, делай так и вот так!
Поплывем мы в далекие страны,
Где блестящие звезды видны,
Где на ветках висят обезьяны
И гуляют большие слоны.

- Как вы думаете кто такие морские волки?

- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые).

Тогда в путь «морские волки».

III. Основная.

Пофантазируем, что в Африку мы отправимся на этом корабле (картинка)

- Попробуйте составить название нашего корабля.(разрезная азбука.)

-  Пеликан. Верно.

- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.

- Запишите схему слова знаками.

- Почему записали именно так? (звуко –буквенный анализ).

- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!

Физ. Минутка

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река.

Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда.

Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой.

Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой.

Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем.

Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.

Садятся на стулья.

Игра «Назови слово»

Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках? ( Кокос) Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.

Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон).

-  Предлагаю разделить на слоги названия животных.

- А теперь животное, а вы - его признак.

 Загадывание загадок.

Вы любите загадки? Настя загадай ребятам загадку.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (
Попугай)

- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то) Игра с игрушкой.

- А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить, так как это делает попугай.

Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.

(Проговаривают чистоговорку 4-5 человек)

- Какой звук чаще других повторял попугай? (после того, как назовут, показ таблички «звук Ч»)

-  Какой он? (согласный, всегда мягкий)

- А Артем М. знает еще одну загадку. Послушайте.

Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вдвое опахал,
Ростом с башню отмахал. (
Слон)

Словообразование «Животные и их детеныши».

Посмотрите на этого слона.(показ картинки).

-  Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).

-  Как его назовем?

-  Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.

Лев – львенок

Бегемот – бегемотик

Жираф – жирафенок

Страус – страусенок

Черепаха – черепашонок

Зебра – жеребенок

Гепард – котенок (показ картинок).

-  Ребята, посмотрите у меня есть картинки, они напомнят о нашем путешествии. Как называется африканский лес? (Джунгли)

-  Посмотрите на зверей. Кто из них живет в джунглях?

 -  А что изображено на этой картинке? (Пустыня)

-  Кто живет в пустыне?

-  А на этой? (Саванна)

(После предъявления картинок , следует небольшое пояснения воспитателя)

- Мы совершили чудесное путешествие, но нам пора возвращаться.

Физ.минутка (та же)

IV. Итог

- Скажите, куда мы сегодня совершили путешествие. О чем мы с вами беседовали? Что вам запомнилось больше всего?

- На память я хочу вам подарить по картинке с изображениями африканских животных. Вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке – Африка!

- Но перед тем, как мы начнем работать, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дети встают в круг.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки…

Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки!

Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем.

Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем…

Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем.

Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

- Перед тем, как вы пройдете на места, поблагодарим гостей за то, что они пришли посмотреть на нас… и попрощаемся.

(Дети проходят на места и раскрашивают картинки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятий по развитию речи  подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте  обитания, о...

Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Магнит и его свойства»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита....

Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль

Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...

Занятие по развитию речи подготовительной к школе группы. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Тема: рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: формирование умения составлять рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»Задачи:Формировать умения пр...

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»...

Конспект ООД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Тема: "Птицы - наши друзья"

Данный конспект занятия посвящен формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы"....