Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Вот так Африка!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развитие речи дошкольников.
Задачи:
Образовательные
- Уточнить представления детей о животных жарких стран.
- Учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению.
- Активизировать глаголы и прилагательные.
- Уточнять и закреплять правильное произношение звука ч, изолировано и в словах.
- Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог.
- Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ.
Воспитательные
- Развивать социальны навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
- Воспитывать любознательность.
Развивающие
- Обогащение и уточнение словаря: «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, заучивание стихотворений.
Игровые методы — дидактические игры, эпизодические игровые приемы (загадки, игровые действия и т.д.)
Наглядные: демонстрация картинного материала, игрушка Попугай.
Материалы для занятия:
Глобус, разрезная картинка –Африка материк, картинный материал: корабль, стрелка, разрезная азбука, цветные квадраты, табличка «Звук ч», раскраски (20 шт.), изображение африканских животных: жираф, обезьяна, слон, гепард, страус, львенок, изображения Африки: саванна, пустыня, джунгли ; аудиозапись «Шум моря», кокос, игрушка попугай, «черный»ящик.
Предварительная работа
- Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».
- Занятия: развитие речи «Там где нет зимы», «Наша планета»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».
I. Орг. момент
- Добрый день! Начнём с загадки:
Есть у радости подруга,
Она в виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим друг другу улыбки. Подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением продолжим.
II. Введение в тему занятия.
- Ребята, я принесла вам черный ящик. Попробуйте угадать что в нем. Вы задавайте мне наводящие вопросы, а я буду отвечать.
- Правильно, это глобус.
- А что такое глобус? (зачитываю определение из энциклопедии)
- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)
- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)
- А пустыни? (Пустыни – желтым)
- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) Назовите. А на каком мы с вами живем?
- Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.
-А чтобы узнать на какой материк мы с вами отправимся, предлагаю поиграть. Надеюсь вы узнаете его, собрав картинку.
Игра «Собери картинку».
- Отправляемся в Африку.
- Покажите этот материк на глобусе.
- Нам придется плыть на корабле. А Кирилл знает чудесное стихотворение о людях, которые путешествуют на корабле. Называется оно «Морские волки».
Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом!
Мы, бесстрашные волки морские,
Смело в бурное море плывем.
Якоря мы подымем – вот так!
Паруса мы поставим – вот так!
Веселее, моряк!
Веселее, моряк!
Делай так, делай так и вот так!
Поплывем мы в далекие страны,
Где блестящие звезды видны,
Где на ветках висят обезьяны
И гуляют большие слоны.
- Как вы думаете кто такие морские волки?
- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые).
Тогда в путь «морские волки».
III. Основная.
Пофантазируем, что в Африку мы отправимся на этом корабле (картинка)
- Попробуйте составить название нашего корабля.(разрезная азбука.)
- Пеликан. Верно.
- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.
- Запишите схему слова знаками.
- Почему записали именно так? (звуко –буквенный анализ).
- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!
Физ. Минутка
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река.
Дети имитируют движениями рук плавание в воде.
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда.
Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой.
Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.
Наконец она садится на корягу под водой.
Садятся на несколько секунд в глубокий присед.
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем.
Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.
Садятся на стулья.
Игра «Назови слово»
- Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках? ( Кокос) Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.
Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон).
- Предлагаю разделить на слоги названия животных.
- А теперь животное, а вы - его признак.
Загадывание загадок.
- Вы любите загадки? Настя загадай ребятам загадку.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Попугай)
- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то) Игра с игрушкой.
- А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить, так как это делает попугай.
Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
(Проговаривают чистоговорку 4-5 человек)
- Какой звук чаще других повторял попугай? (после того, как назовут, показ таблички «звук Ч»)
- Какой он? (согласный, всегда мягкий)
- А Артем М. знает еще одну загадку. Послушайте.
Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вдвое опахал,
Ростом с башню отмахал. (Слон)
Словообразование «Животные и их детеныши».
- Посмотрите на этого слона.(показ картинки).
- Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).
- Как его назовем?
- Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.
Лев – львенок
Бегемот – бегемотик
Жираф – жирафенок
Страус – страусенок
Черепаха – черепашонок
Зебра – жеребенок
Гепард – котенок (показ картинок).
- Ребята, посмотрите у меня есть картинки, они напомнят о нашем путешествии. Как называется африканский лес? (Джунгли)
- Посмотрите на зверей. Кто из них живет в джунглях?
- А что изображено на этой картинке? (Пустыня)
- Кто живет в пустыне?
- А на этой? (Саванна)
(После предъявления картинок , следует небольшое пояснения воспитателя)
- Мы совершили чудесное путешествие, но нам пора возвращаться.
Физ.минутка (та же)
IV. Итог
- Скажите, куда мы сегодня совершили путешествие. О чем мы с вами беседовали? Что вам запомнилось больше всего?
- На память я хочу вам подарить по картинке с изображениями африканских животных. Вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке – Африка!
- Но перед тем, как мы начнем работать, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко, погуляй у речки…
Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу
Солнышко, солнышко, разбросай колечки!
Быстро сжимают и разжимают кулаки
Мы колечки соберем, золоченые возьмем.
Выполняют хватательные движения с щепотью
Покатаем, поваляем…
Круговыми движениями трут ладонью о ладонь
И назад тебе вернем.
Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.
- Перед тем, как вы пройдете на места, поблагодарим гостей за то, что они пришли посмотреть на нас… и попрощаемся.
(Дети проходят на места и раскрашивают картинки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rr.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Вот так Африка!»
Составитель: Черепанова Е.В.
Барнаул, 2022
Цель: Развитие речи дошкольников.
Задачи:
Образовательные
- Уточнить представления детей о животных жарких стран.
- Учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению.
- Активизировать глаголы и прилагательные.
- Уточнять и закреплять правильное произношение звука ч, изолировано и в словах.
- Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог.
- Продолжать учить делать звуко - буквенный анализ.
Воспитательные
- Развивать социальны навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
- Воспитывать любознательность.
Развивающие
- Обогащение и уточнение словаря: «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, заучивание стихотворений.
Игровые методы — дидактические игры, эпизодические игровые приемы (загадки, игровые действия и т.д.)
Наглядные: демонстрация картинного материала, игрушка Попугай.
Материалы для занятия:
Глобус, разрезная картинка –Африка материк, картинный материал: корабль, стрелка, разрезная азбука, цветные квадраты, табличка «Звук ч», раскраски (20 шт.), изображение африканских животных: жираф, обезьяна, слон, гепард, страус, львенок, изображения Африки: саванна, пустыня, джунгли ; аудиозапись «Шум моря», кокос, игрушка попугай, «черный»ящик.
Предварительная работа
- Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».
- Занятия: развитие речи «Там где нет зимы», «Наша планета»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».
I. Орг. момент
- Добрый день! Начнём с загадки:
Есть у радости подруга,
Она в виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим друг другу улыбки. Подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением продолжим.
II. Введение в тему занятия.
- Ребята, я принесла вам черный ящик. Попробуйте угадать что в нем. Вы задавайте мне наводящие вопросы, а я буду отвечать.
- Правильно, это глобус.
- А что такое глобус? (зачитываю определение из энциклопедии)
- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)
- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)
- А пустыни? (Пустыни – желтым)
- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) Назовите. А на каком мы с вами живем?
- Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.
-А чтобы узнать на какой материк мы с вами отправимся, предлагаю поиграть. Надеюсь вы узнаете его, собрав картинку.
Игра «Собери картинку».
- Отправляемся в Африку.
- Покажите этот материк на глобусе.
- Нам придется плыть на корабле. А Кирилл знает чудесное стихотворение о людях, которые путешествуют на корабле. Называется оно «Морские волки».
Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом!
Мы, бесстрашные волки морские,
Смело в бурное море плывем.
Якоря мы подымем – вот так!
Паруса мы поставим – вот так!
Веселее, моряк!
Веселее, моряк!
Делай так, делай так и вот так!
Поплывем мы в далекие страны,
Где блестящие звезды видны,
Где на ветках висят обезьяны
И гуляют большие слоны.
- Как вы думаете кто такие морские волки?
- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые).
Тогда в путь «морские волки».
III. Основная.
Пофантазируем, что в Африку мы отправимся на этом корабле (картинка)
- Попробуйте составить название нашего корабля.(разрезная азбука.)
- Пеликан. Верно.
- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.
- Запишите схему слова знаками.
- Почему записали именно так? (звуко –буквенный анализ).
- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!
Физ. Минутка
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река.
Дети имитируют движениями рук плавание в воде.
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда.
Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой.
Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.
Наконец она садится на корягу под водой.
Садятся на несколько секунд в глубокий присед.
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем.
Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.
Садятся на стулья.
Игра «Назови слово»
- Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках? ( Кокос) Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.
Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон).
- Предлагаю разделить на слоги названия животных.
- А теперь животное, а вы - его признак.
Загадывание загадок.
- Вы любите загадки? Настя загадай ребятам загадку.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Попугай)
- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то) Игра с игрушкой.
- А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить, так как это делает попугай.
Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
(Проговаривают чистоговорку 4-5 человек)
- Какой звук чаще других повторял попугай? (после того, как назовут, показ таблички «звук Ч»)
- Какой он? (согласный, всегда мягкий)
- А Артем М. знает еще одну загадку. Послушайте.
Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вдвое опахал,
Ростом с башню отмахал. (Слон)
Словообразование «Животные и их детеныши».
- Посмотрите на этого слона.(показ картинки).
- Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).
- Как его назовем?
- Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.
Лев – львенок
Бегемот – бегемотик
Жираф – жирафенок
Страус – страусенок
Черепаха – черепашонок
Зебра – жеребенок
Гепард – котенок (показ картинок).
- Ребята, посмотрите у меня есть картинки, они напомнят о нашем путешествии. Как называется африканский лес? (Джунгли)
- Посмотрите на зверей. Кто из них живет в джунглях?
- А что изображено на этой картинке? (Пустыня)
- Кто живет в пустыне?
- А на этой? (Саванна)
(После предъявления картинок , следует небольшое пояснения воспитателя)
- Мы совершили чудесное путешествие, но нам пора возвращаться.
Физ.минутка (та же)
IV. Итог
- Скажите, куда мы сегодня совершили путешествие. О чем мы с вами беседовали? Что вам запомнилось больше всего?
- На память я хочу вам подарить по картинке с изображениями африканских животных. Вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке – Африка!
- Но перед тем, как мы начнем работать, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко, погуляй у речки…
Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу
Солнышко, солнышко, разбросай колечки!
Быстро сжимают и разжимают кулаки
Мы колечки соберем, золоченые возьмем.
Выполняют хватательные движения с щепотью
Покатаем, поваляем…
Круговыми движениями трут ладонью о ладонь
И назад тебе вернем.
Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.
- Перед тем, как вы пройдете на места, поблагодарим гостей за то, что они пришли посмотреть на нас… и попрощаемся.
(Дети проходят на места и раскрашивают картинки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»
Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте обитания, о...
Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: Конструирование из бумаги "Космическая ракета".
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей....
Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Магнит и его свойства»
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита....
Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль
Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...
Занятие по развитию речи подготовительной к школе группы. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Тема: рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: формирование умения составлять рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»Задачи:Формировать умения пр...
Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»
Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»...
Конспект ООД по развитию речи (подготовительная к школе группа) Тема: "Птицы - наши друзья"
Данный конспект занятия посвящен формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы"....