Как работать с предлогами
статья по развитию речи

Ольга Николаевна Шикина

Дети с недоразвитием речи испытывают трудности в усвоении и употреблении предлогов.В работе над предлогами важно: формирование представлений о смысловой значимости предлогов, формирование навыка правильного употребления предлогов; формирование представления о предлоге как отдельном слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать с предлогами

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Пропуск предлогов встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.  Часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-заиз-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).                                                                                          При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.  Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. В устной речи ребёнку важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит. В работе над предлогами важно:                                                                    -формирование представлений о смысловой значимости предлогов;                  -формирование навыка правильного употребления предлогов;                            -формирование представления о предлоге как отдельном слове.

В работе над смысловым значением предлогов следует:                                      развивать и уточнять пространственные представления;                                   перемещать различные предметы в пространстве;                                           определять расположение предмета (его изображения);                                        определять расположение предмета относительно другого;                                 узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;  использование графических схем и графического изображения предлогов.

Предлагается последовательность изучения предлогов:

  • в, из, на, с
  • у, к, от
  • в, за
  • под, над, из-под
  • за, из-за                                                                                                    

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол..Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений.  Например, сначала «кладёт  в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку». Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Примерные виды работы

Тема: предлог (С)

Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом). С кем ты дружишь? (С Колей).

Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)

Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.

«Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.

«Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)

Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).

Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)

Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).

Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с предлогами

Картинный материал по закреплению предлогов. Составить предложения по картинкам , используя предлоги....

Методическая разработка: "Дидактическая игра "Прятки" по работе с предлогами".

Разработка содержит описание новой дидактической игры «Прятки»  на закрепление правильного употребления в речи предлогов. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6274129","a...

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми 4–6 лет

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значен...

Работа с предлогами (Карточки для логопедических занятий)

Цель: формирование правильного употребления пердлогов на, под, в, из, к, над, от, под, за, из-за.Описание: картотека включает в себя графические изображения предлогов, карточки с полным алгоритмом раб...

Развитие предметно-пространственной ориентировки. Работа с предлогами.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками – это работа с предлогами. Деи с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, не выделяют их как отдельные слова, часто не использую...

работа с предлогами. учимся составлять предложения.

работа с предлогами. учимся составлять предложения....

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми 4–6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов

        Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и упот...