Как правильно совершенствовать речь в возрасте 2 -3 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)

Что нужно делать для своевременного развития речи ребенка и предотвращения Задержки речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_sovershenstvovat_rech_v_2_-3_goda.docx108.71 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно совершенствовать речь

в возрасте 2 -3 лет

Проще предотвратить проблему, чем потом с ней бороться. Поэтому родители должны знать, что нужно делать для своевременного развития речи ребенка и предотвращения Задержки речевого развития. Советы:

  1. Начинайте общаться с малышом как можно раньше. Идеально – со времени, когда он еще находится в утробе. Все добрые слова, сказки, песни – всё идет на пользу.
  2. Обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним.
  3. Занимайтесь перед зеркалом. В этом случае мальчик или девочка видят, как двигаются мышцы лица, рождаются звуки.
  4. Постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил.
  5. Произносите фразы четко и медленно – по той же причине, что указана в предыдущем пункте.
  6. Поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается. Сначала похвала, затем «работа над ошибками». Проще: малыш должен осознать, что развитие речи – это полезная вещь, за которую ему говорят добрые слова.
  7. Тратьте на обучение навыку говорить по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок замкнется.
  8. Больше читайте. Это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас.
  9. Учитывайте темперамент. Возможно, проблема не в том, что ребенок не может освоить разговорный навык, а просто он не хочет произносить слова и предложения.
  10. Объясняйте детям, как строить фразы, задавать вопросы, использовать сложные конструкции в речи.
  11. Учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано. Но подчеркиваем, не переусердствуйте. Из-за этого тоже могут возникнуть проблемы.

Специальные упражнения

Занятия не должны быть однообразными. Необходимо увлечь ребенка. Только в случае заинтересованности малыш будет с удовольствием выполнять упражнения. Рекомендуется применять следующие:

  1. Изучайте с ребенком слова по группам: овощи, фрукты, транспорт, одежда и так далее. Удобно для этого использовать карточки.
  2. Играйте в «Назови предмет». Сначала родитель говорит, что изображено на карточке, затем это право передается малышу. Если ответ неверный, то нужно мягко поправить сына или дочь.
  3. Найдите несколько простых загадок, попробуйте озвучить их малышу. Идеально, если они будут рифмованные. Например:
    «Он мурлычет и поёт. Угадали? Это… (кот)!».
  4. Читайте ребенку стихи. Чем проще, тем лучше. Он будет постепенно их запоминать.
  5. Произносите первую часть слова, чтобы мальчик или девочка говорили вторую. Например:
    − Кош…
    − …ка!
  6. Давайте малышу задание на определение уменьшительной формы. Например: «Как зовут ребенка кошки?».
  7. Работайте над развитием воображения. Помогут, например, такие вопросы: «Зачем нужна вода?», «Что делают при помощи ложки?» и так далее.
  8. Развивайте мелкую моторику, которая напрямую связана с речью. Можно сделать «сухие бассейны» из разных круп, зашить зернышки в мешочки, использовать слегка колючие предметы: мячики, щетки. Собирайте пазлы, кубики, матрешек.
  9. Делайте артикуляционную гимнастику. Об упражнениях речь подробно пойдет ниже.
  10. Пойте песни с ребенком.
  11. Отказывайтесь понимать жесты, чтобы малыш начал выражать мысли словами.
  12. Используйте в речи одни и те же слова, не гонитесь за разнообразием. Ребенку будет проще их запомнить. Это актуально при чтении сказок. Лучше выбрать и повторять несколько, чем каждый день читать новую.
  13. Делайте дыхательные упражнения. О них речь еще пойдет.
  14. Массажируйте пальчики – это относится к развитию мелкой моторики, как и следующий пункт.
  15. Обводите предметы по контуру.

Игровые занятия

Таких занятий много. Всё ограничивается только фантазией. Поэтому на основе перечисленных вариантов можно придумать что-то своё:

  1. Имитировать звуки животных. Пусть ребенок изобразит, как кричат те или иные звери, птицы.
  2. Делать сценки с игрушками – «кукольный театр» с имитацией звуков или простенькими диалогами.
  3. Игра «Кто дольше прокричит звук». Можно выбрать самые простые: «ууу», «ааа».
  4. Упражнение «Прояви внимание». На столе разложите предметы. Какое-то время ребенок на них должен смотреть. Затем уберите вещи или накройте материей. А малыш должен вспомнить, что лежало на столе.
  5. Игра «Что изменилось». Попросите ребенка запомнить, во что вы одеты. Выйдите из комнаты, добавьте к гардеробу один предмет, вернитесь к ребенку. Предложите малышу назвать вещь, которая появилась.
  6. Зарядка для губ. Несколько упражнений: вытянуть язык в трубочку, широко улыбнуться, корчить смешные рожицы перед зеркалом. Как было отмечено выше, ребенку очень важно смотреть на свое отражение, видеть, что меняется, когда напрягаются или расслабляются разные мышцы.
  7. Упражнение «Вкуснятина»: языком необходимо облизывать губы.
  8. Игра «Качели»: язык при открытом рте нужно перемещать с внутренней стороны нижних зубов на верхние.
  9. Упражнение «Лошадка»: пробуем поцокать.
  10. «Снежинка». Положите ребенку на ладонь кусочек бумаги. Можно вырезать настоящую снежинку. Малыш должен сдуть её с руки.
  11. «Свечки». Зажгите предметы с фитильками и контролируйте процесс. Ребенок должен сильно дуть на огонь.
  12. Игра «Ветер». Сделайте бабочек, стрекоз, снежинки на ниточках. Малыш должен дуть на них.
  13. Игра «Морское происшествие». Изготовьте небольшие кораблики с бумажными парусами, поставьте их в тазик с водой. Пусть ребенок дует на судна.
  14. «Ветерок». Дуйте на малыша, а ему необходимо проделать то же самое в вашу сторону.
  15. «Пузырек». Ребенок должен надуть щечки и как бы лопнуть их ладошками.
  16. Игра «Мяч и буква». Взрослый бросает круглый предмет. Называет букву. Ребенок ловит мяч. Придумывает слово на указанную букву.
  17. Упражнение для активации артикуляции. Дуйте через трубочку в бутылочку или в стакан. Можно наполнить тару пенопластовыми шариками, а не водой.
  18. Игра в антонимы с детьми постарше. Это ночь – день, черный – белый, быстро – медленно, тяжело – легко.
  19. Упражнение «Кошечка». Налейте малышу в блюдце молока или воды, пусть он пробует его лакать. Выглядит странно, но хорошо тренируются мышцы.
  20. «Одуванчик». Вложите чаду в руку воображаемый цветок. Пусть малыш вдохнет носом воздух и попытается сдуть «парашютики» с одуванчика.
  21. «Волшебник». Предложите ребенку произнести особое заклинание. Например: «Мамм-мэмм-мумм-мемм-момм».
  22. «Лягушонок». Пусть малыш покажет, как прыгает и квакает земноводное.
  23. «Оркестр». Попросите ребенка показать руками музыкальные инструменты и изобразить, какие звуки они издают.
  24. Игра «Стук». Простукивайте вместе с сыном или дочерью различные слова, имена и тому подобное.
  25. Артикуляционные разминки Екатерины Железновой «А мы скажем вместе с мамой».
  26. Активные упражнения. Исполните простые танцы: с хлопками, притопами, прыжками, поворотами корпуса. Можно делать всё, что хочется. Включайте фантазию. Любая физическая активность полезна. Но ребенок не должен сильно уставать.
  27. Игра «Дай!». Назовите цвет, форму и другие признаки предмета, находящегося в комнате или на столе, который ребенок должен вам принести.
  28. Упражнение на внимание. Отсортируйте вещи по определенным признакам.
  29. Игра «Сыщик». В тазике с крупой спрячьте игрушки, попросите малыша их найти. Можно задать дополнительные условия. Например, чтобы ребенок отыскал только лишь предметы красного цвета.
  30. Игра «Пароход». Это пальчиковое развитие. Педагоги говорят: «Речь находится на кончиках пальцев». Заниматься можно с того времени, как малышу исполнилось 6 месяцев. Суть игры «Пароход»: проговариваем: «Пароход плывет по речке, из трубы дымят колечки». Ладони при этом складывают вместе, большие пальцы оттопырены, можно поделать движения руками.
  31. Упражнение «Есть у котика на лапках очень острые царапки». Ладони сжимаются и разжимаются.
  32. Игра «Пальчик пальчикам сказал, что поехал на вокзал, чтобы встретить остальных, чтобы было 10 их». Большим пальцем нужно поочередно касаться других.
  33. Потешки. Их очень много, они забавные и полезные. Выбирайте на свой вкус, ориентируйтесь на ребенка. Помните о правиле, которое уже обозначалось в статье: лучше выбрать несколько потешек и повторять их, чем использовать большое количество.
  34. Пальчиковая игра «Яичко». «Маленькая птичка принесла яичко. Мы яичком поиграем, мы яичко покидаем. Покатаем, не съедим, его птичке отдадим». В это время нужно, чтобы малыш катал шарик пальцами и ладонями.
  35. «Жмурки» для развития слуха. Всё просто: ребенок пытается с закрытыми глазами поймать взрослого или сверстников.
  36. Игра «В какой руке». Возьмите предмет, издающий характерный звук. Спрячьте руки за спину. Малыш должен угадать, в какой из них звучало.
  37. «Громко-тихо». Обсудите с ребенком, какие предметы издают громкие звуки, какие – тихие.
  38. Активные занятия с предметами. Возьмите два музыкальных инструмента. Например, бубен и треугольник. Расскажите сыну или дочери правила. Если звучит бубен – нужно подпрыгнуть, когда треугольник – похлопать в ладоши.
  39. Занятие для подвижности языка. Положите на язычок малышу ягодку или конфетку. Он должен возить её. То есть, высунув язык, перемещать вкусную вещь.
  40. Игра с карамелью. Возьмите карамель на палочке. К ней нужно тянуться языком, облизывать: вверх, вниз, влево, вправо.
  41. «Вкусное занятие». Насыпьте в блюдце сахар или сладкую пудру. Чадо должно обмакнуть в это язык и донести вещество до неба, внутренней стороны щеки.
  42. Игра «Круглое». Дайте ребенку задание катать во рту вишенку, конфетку. Не стоит выполнять это с очень маленьким ребенком, чтобы он не подавился.
  43. Упражнение для развития артикуляции. Дайте малышу мармеладных червячков. Задание: тянуть их в рот зубами и хватать губами.
  44. «Вкусное рисование». Насыпьте сахарную пудру на поднос. Нужно языком проводить на нем разные полоски.
  45. Игра с фруктами. Воткните сладкие палочки в яблоко или грушу. Задача: вытаскивать их зубками из плода.
  46. Далее – занятия для развития моторики. Разложите мелкие предметы на столе. Ребенку их нужно рассортировать, применяя пинцет или ложку.
  47. То же задание, но с особым условием: необходимо задействовать сразу две руки.
  48. Опять те же действия, но нужно применять руку, которая используется меньше. Как правило, это левая.
  49. Игра с бусинами. Разложите на столе мелкие предметы двух цветов. Например, бусины. Задача ребенка: выбирать их поочередно. Например, сначала белая, затем синяя.
  50. Чередование движений: левая рука, правая.
  51. Упражнение «Знакомство с вещами». Дайте малышу безопасные новые предметы, которыми он не пользовался ранее. Пусть осваивает. Это тоже помогает развитию речи. Появляются навыки, связанные с моторикой, а в процессе можно обсуждать то, зачем нужна вещь, как её правильно использовать, насколько интересно с нею работать.
  52. Игра с пластилином. Например: «Спрячь зайчика от волка» − на изображение ушастого нужно налепить зеленый кустик. «Прикрепи щупальца осьминогу». «Посади червячков в землю». «Сделай бантики девочке».
  53. Чистоговорки. Можно начать с самых простых: «Ла-ла-ла. Белка желуди нашла», «Ли-ли-ли. Улетели журавли» и так далее. Выбирайте чистоговорки в соответствии с возрастом ребенка.
  54. «Колыбельная». Играть лучше на ночь. Упражнение успокаивает. Включите колыбельную, и пусть малыш подпевает. Например, так: «А-а-а-а-а».
  55. Рассказ по картинкам. Игра подойдет для деток, которым исполнилось 3 года.
  56. «Прятки» с использованием покрывала, платка. Это хорошая игра на сенсорную интеграцию.
  57. «Ладушки». Ребенок должен хлопать по ладоням взрослого.
  58. «Кись-брысь». Начните гладить ручки малыша со словами: «Киса-киса». Затем, сказав «Брысь», попытайтесь легонько хлопнуть по ладоням ребенка. Он должен отдернуть руки.
  59. «В ямку бух!». Посадите сына или дочь на колени и приговаривайте: «Ехали по кочкам, по кочкам. В ямку бух!». Сначала нужно немного приподнимать ребенка на коленях. Это будут кочки. Затем – слегка раздвинуть ноги, чтобы получилась ямка.
  60. «Сорока-белобока» и «Коза рогатая».

Играйте с ребенком, обязательно найдется что-то такое, что ему понравится больше всего.

Источник: https://lasalute-clinic.ru/detskaya-nejropsixologiya/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Формируем у ребенка правильную речь» (младший возраст).

Материал содержит перечень возможных  нарушений речи, на которые родителям следует обратить внимание, и конкретные советы по их устранению в форме игр и заданий....

Педсовет «Совершенствовать работу педагога по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста и у детей группы ЗПР»

В презентации представленна предметно - развивающая среда в ДОУ, которая создавалась совместно педагогами и родителями для развития мелкой маторики у детей дошкольного возраста....

Картотека учим одеваться и раздеваться правильно детей младшего возраста

Картотека учим одеваться и раздеваться правильно детей младшего возрастаРаз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.Завязала КатенькеШарфик полосатенький.Наденем на ножкиВаленки-сапожкиИ пойд...

Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.

   Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...

Картотека игр «Правильное питание» ранний возраст

Как важно учить детей здоровому образу жизни! А правильный выбор продуктов питания - это тоже важный фактор сохранения здоровья человека....

Экскурсия к пешеходному переходу «Учимся переходить дорогу правильно» Старший дошкольный возраст

Каждый ребёнок - пешеход!учиться переходить дорогу правильно - это целая наука. Начнём постигать её с самого детства....

Как правильно совершенствовать речь в возрасте 2-3 года

Ознакомительная информация для родителей детей раннего возраста. Проще предотвратить проблему, чем потом с ней бороться. Поэтому родители должны знать, что нужно делать для своевременного развити...