Игра-Викторина "Умники и Умницы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Юрасова Ольга Николаевна

Методическая разработка

Игра -Викторина

"Мой город –Нижний Новгород"

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель:  Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость и уважение к истории Нижнего Новгорода

Задачи:

1.Продолжать формировать у детей представления о достопримечательностях, социокультурных объектах Нижнего Новгорода.

2 Поддерживать  интерес к прошлому и настоящему Нижнего Новгорода.

3 Развивать творческие способности, связную речь,  активизировать мышление, словарь и воображение дошкольников, умение работать в коллективе.

4.Развитие и формирование навыков составления рассказов, предложений, объяснительной речи, отгадывание загадок,

 5.Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому города. Воспитывать чувства любви к своей малой Родине

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, , презентаций по теме, альбома о Нижнем Новгороде.
  2. Беседы с детьми об истории Нижнего Новгорода, знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры. Рассказы об известных земляках, прославивших родной город., знакомство с народными промыслами Нижегородской области (хохлома, городецкая роспись),
  3. Беседы об символике Нижнего Новгорода, её значении.

 

Материал: Игровое поле, тематические конверты с заданиями к секторам игрового поля, игровой кубик, фишки для играющих.

 Количество игроков: 2-5

 

Правила игры: дети по очереди кидают кубик и передвигают свою фишку 

по секторам на определенное количество раз. На каком секторе остановится, те задания из конверта и выполняет

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina_umniki_i_umnitsy.docx173.92 КБ
Файл mo_y_proekt_kosmos.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

(МБДОУ «Детский сад № 57»)

Методическая разработка

Игра -Викторина

"Мой город –Нижний Новгород"

для детей с тяжелыми нарушениями речи

        Разработала воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Юрасова О.Н.

г.Нижний Новгород

2022

Игра викторина "Мой город –Нижний Новгород"

Цель:  Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость и уважение к истории Нижнего Новгорода

Задачи:

1.Продолжать формировать у детей представления о достопримечательностях, социокультурных объектах Нижнего Новгорода.

2 Поддерживать  интерес к прошлому и настоящему Нижнего Новгорода.

3 Развивать творческие способности, связную речь,  активизировать мышление, словарь и воображение дошкольников, умение работать в коллективе.

4.Развитие и формирование навыков составления рассказов, предложений, объяснительной речи, отгадывание загадок,

 5.Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому города. Воспитывать чувства любви к своей малой Родине

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, , презентаций по теме, альбома о Нижнем Новгороде.
  2. Беседы с детьми об истории Нижнего Новгорода, знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры. Рассказы об известных земляках, прославивших родной город., знакомство с народными промыслами Нижегородской области (хохлома, городецкая роспись),
  3. Беседы об символике Нижнего Новгорода, её значении.

Материал: Игровое поле, тематические конверты с заданиями к секторам игрового поля, игровой кубик, фишки для играющих.

 Количество игроков: 2-5

Правила игры: дети по очереди кидают кубик и передвигают свою фишку  

по секторам на определенное количество раз. На каком секторе остановится, те задания из конверта и выполняет

Ход игры: дети по очереди кидают кубик, и передвигают свою фишку на тот сектор, по количеству точек на грани кубика, берут из конверта задание , выполняют его, ход переходит к другому игроку. За правильный ответ получают жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

                  - «Угадай-Ка» - необходимо угадать

                         изображение на картинке

                          - «Третий лишний»

                              - «Расскажи –ка» - составление

                             предложений или рассказа по картинке  

        

                           - «Отгадай- кА» отгадывание загадок или

        Описаний

- «Отвечай- кА» - необходимо ответить 

на вопросы викторины

kSWnEJFdg-4.jpg

                - «Повторяй-ка» - повторить сложные слова,

        скороговорки

               - «Доскажи-ка» дополнить предложение

                  - «Объяснял-ка» - объяснение многозначных

                   слов, обобщающих слов, поговорок

Содержание конвертов:

«Угадай-Ка» -  в конверте находятся иллюстрации с изображением памятных мест Нижнего  Новгорода , необходимо угадать  изображение на картинке

Ход игры:

«Третий лишний»  в конверте находятся картинки или цепочка слов, в которых есть лишнее слово (предмет) по теме города

Расскажи –ка» - в конверте находятся иллюстрации с изображением сюжетов, необходимо составить краткий рассказ  или предложение по картинке  

«Отгадай- кА» в конверте находятся тексты загадок или описаний, связанных с темой города, необходимо отгадать

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Ответ: Дом

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена.

Ответ: Цирк

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках.

Ответ: Зоопарк

Сидим, пока над нами ночь,

Как рассветет — уходим прочь.

Ответ: Кинотеатр

«Отвечай- кА» -  в конверте находятся карточки с вопросами по истории и достопримечательностях города, необходимо ответить на вопросы викторины

  1. Как называется Город, в котором мы живем? (Нижний Новгород)
  2. Кто основал наш город? (Георгий Всеволодович)
  3. Какие две реки протекают в нашем городе? (Волга и Ока)
  4. Имя, какого писателя носил наш город раньше?(Максим Горький)
  5. Какое животное изображено  на гербе нашего города? (олень)
  6. Как называются жители нашего города? (Нижегородцы)
  7. Что является центром нашего города ? (площадь Минина)
  8. Как называется район, где мы живем ? (Автозаводский)
  9. Назовите улицы нашего района.

«Повторяй-ка» - в конверте находятся карточки, со сложными словами и скороговорками, необходимо повторить сложные слова, скороговорки

1.Улица – лицо столицы

2.Нет усов у автобуса.Есть усы у троллейбуса

3.По шоссе спешат машины.

Шелестят, шуршат их шины.

Больше на шоссе машин –

Дальше слышен шорох шин.

4 Ледоход, ледоход!

Вдоль Оки лед плывет.

5.Приглашаем на прогулку

По проспектам, переулкам,

Набережным вдоль реки.

В парки, скверы и сады

6. Тротуар - для пешехода,

Здесь для транспорта нет хода.

«Доскажи-ка»  в конверте находятся карточки, на которых напечатаны тексты предложений,  нужно дополнить предложение

C:\Documents and Settings\Владимир\Рабочий стол\к викторине\дополни предложение\hello_html_m11153ff1.jpg

«Объяснял-ка» - в конверте находятся карточки , с текстом многозначных слов , обобщающих слов, нужно объяснить  значение многозначных  слов, обобщающих слов, поговорок

Многоэтажный, площадь, перекресток, транспорт, …



Предварительный просмотр:

Детско-родительский образовательный проект «КОСМОС»

Вид проекта: Информационный

Актуальность: у детей с речевыми нарушениями очень бедный кругозор, у них в недостаточной степени имеются представления о космосе, космонавтах, о планетах солнечной системы. Они не владеют информацией о подготовке людей для полета в космос, о специальной одежде космонавта, оборудовании космического корабля,… У таких детей крайне бедный словарный запас по этой теме. Участие детей в проекте «КОСМОС» позволит максимально обогатить знания и представления о солнечной системе, космосе, развить связную речь, повысить любознательность, раскрыть творческие возможности детей.

Цель проекта: Преемственность работы ДОУ и родительского коллектива  через создание разноплановых условий, способствующих развитию у дошкольников элементарных естественнонаучных представлений

Продолжительность: 2недели

Задачи проекта

1.Уточнять и расширять представления детей о космосе, формировать элементарные представления о техническом прогрессе.

2. Уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме «Космос»

3.Продолжать работу по формированию родовых и видовых обобщающих понятий (космос, Солнечная система)

4. Закреплять умения употреблять относительные и притяжательные прилагательные (лунный, космический, межпланетный,)

5.Формировать умение образовывать глаголы с приставками, учить строить предложения с предлогами (около, за, между, у, на, в )

5. Формировать умение составлять простые распространенные и сложные предложения, согласуя прилагательные с существительными.

6.Развивать связную речь, через составление рассказов – описаний по наглядному плану и сюжетных рассказов, творческих рассказов «Если бы я полетел в космос …»

7.Развивать фонематический слух, отрабатывать правильное произношение звуков. Учить выделять место звука в слове, проводить звукобуквенный анализ коротких слов

8. Развивать внимание, память, навыки классификации. Стимулировать мыслительную и речевую активность.

  • 9.Воспитывать интерес к изучению окружающего мира 
  • 10. формировать единый детско-взрослый коллектив;

Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Обеспечение: Познавательная и научная литература (словари, справочники, энциклопедии), магнитофон, изоматериал, лаборатория для организации  детского экспериментирования, художественная литература, интернет, дидактические игры, наборы картин, фотографии

Ожидаемые результаты:

Воспитанник:

- имеет интеллектуальную, творческую базу для успешного дальнейшего развития индивидуальных способностей;

- владеет значимыми компетенциями, универсальными умениями необходимыми для экспериментальной, исследовательской деятельности более высокого уровня.

Коммуникативные навыки:

- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремится к такой деятельности;

- способен к конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников;

- испытывает чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со значимым взрослым;

Предпосылки научной деятельности:

- имеет устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой;

- возникает желание доискиваться до сути и причин происходящего;

- способен четко и ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.

Педагог:

- повышение профессиональной компетентности через поисково - аналитическую деятельность по теме проекта.

Родитель:

- активный и заинтересованный участник педагогического процесса;

- обогащение

        Мероприятия по реализации проекта «КОСМОС»

  1. Этап Организационный

Ознакомление родителей с целью и задачами проектной деятельности

Пополнение материальной базы проектной деятельности в группе.

  1. Этап Основной  Работа с детьми:

Мероприятия с использованием интерактивных технологий

ИКТ

Интерактивные игры по теме «Все о космосе» Виртуальные экскурсии «Космос», «Космическое путешествие»,  «Путешествие в космос»

Презентации «Загадочный космос», «Люди, покорившие космос»

 Работа в парах,  малых группах. «Дерево знаний» - «Загадки с марса»,

 Игры-викторины «Загадки от Белки и Стрелки».

Игровые воспитательные технологии

Д\И  «В космосе», «Солнечная система», «Пазлы», «Собери картинку», «Транспорт»

«Космос», «Да нет-ка». «Четвертый лишний»,  «Чего не хватает?», «Угадай-ка», Ходилки «Путешествие в космос»,  «Объяснялка», с\р игра «Путешествие», «Найди тень»

«Игра-квест» «Путешествие со звездочетом»

 Игровая и театрализованная деятельность:

 Дидактическая игра «В космосе»

- Дидактическая игра «Солнечная система»

- Дидактическая игра «Пазлы»

- Дидактическая игра «Транспорт»

«Космос»

Лепбук «Загадочный космос»

Игра - «Интервью» «Расскажи про космонавтов»

Коллекция буклетов и марок «Космонавты»

Кейс-технология –«Что представляет собой солнце?», «Планета Земля»

Расширение представлений  

- работа с информационным   альбомом «Солнечная система» (Звезды,  планеты, спутники, кометы, метеориты и т.д.)

- работа с альбомом «Профессии», «Космическая техника»

- изготовление макетов «Солнечная система», «Телескоп»

- знакомство с картой звездного неба

- чтение и обсуждений энциклопедий, тематических книг

- организация работы уголка «Вселенная»

Нравственное воспитание:

- Цикл бесед «Люди покорившие космос»

Речевое развитие:

- Обогащение словаря детей существительными (космос, вселенная, ракета, луноход, астероид, комета, звезда, скафандр, кратер); прилагательными (бесконечный, бескрайний, гигантский и т.д.); глаголами (исследовать, изучать, лететь, конструировать, тренироваться и т.д.)

- Рассматривание сюжетных картинок, составление рассказов «Полет в космос», «Тренировка в космическом городке»

ЗОЖ:

- Беседы о здоровом образе жизни: «Правильное питание», «Закаливание», «Вредные привычки», «Сила и здоровье», «С физкультурой  мы дружны»

Художественно – эстетическое воспитание:

- Тематическое рисование на различной бумаге

- Тематическая аппликация «Космос», «Полет на луну»

- Конструирование из бумаги, оригами, ручной труд из бросового материала «Ракета», «Планеты»

- Изготовление игрушек из бумаги и бросового материала

Работа с родителями:

 Семейный творческий конкурс «Космические фантазии»

- Изготовление макета телескопа

- Выставка творческих работ  детей

- Консультация «Совместное творчество детей и взрослых – профилактика эмоциональных проблем детей», «Семейные традиции»

Пополнение предметно – развивающего пространства проектирования:

- Изготовление тематических альбомов

- Изготовление атрибутов для подвижных игр

- Изготовление макета «Солнечная система»

- Изготовление дидактических игр, интерактивных игр

- Подборка фотографий космонавтов,  звездного неба, Земли, планет, звезд.

3. Этап  Итоговый

Диагностика развития детей. Анализ динамики развития

Составление альбома методических материалов по реализации проектной деятельности

Планирование проектной деятельности на следующий учебный год

Библиографическое обеспечение:

Галицких Е.О. Уклад школьной жизни. Новые ценности образования. М., 2007;

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005;

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2005;

Управление дошкольным образовательным учреждением. № 7. 2006, № 8 2007; № 3, № 4 2008, № 1 2009.

интернет

Васильева Н.И., Михаленко С.Ю. Эколого-коррекционный проект //Дошкольная педагогика. – 2004. – Ноябрь Декабрь.

Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001. - №4.

Кизил М. Семейные проекты // Обруч. – 2004. №2.

Кларина Л.М. Проектный подход к образовательной деятельности в детском саду // Детский сад. Управление. – 2003. - №2.

Олейник Г. Доброта спасёт мир // Дошкольное образование. – 2005. - №19.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. и др., М.:АРКТИ, 2004.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2004. – №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Умники и умницы.

Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Олимпиада "Умники и умницы"

Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....