"Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средство развития речи детей"
картотека по развитию речи (младшая группа)

Принцыпы подбора игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия проведения пальчиковых игр как

средства развития речи детей.

 Принцип подбора игр:

  Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в

быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными.

  Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

1) сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2) использовались изолированные движения каждого из них.

  Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

Наибольший интерес представляют игры:

1) на расслабление;

 2) в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

3) на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

  Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

  Сорока-ворона кашу варила…

 В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…

 Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…

 Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…

 Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…

 Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…

 Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

 Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..

 Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…

 «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»

 Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…

 У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…

 «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»

 У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…

 Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…

 Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»

 Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…

 Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…

 «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»

 «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»

 Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)

 «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»

 На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..

 Мы делили апельсин. Много нас, а он один…

 Две сороконожки бежали по дорожке…

 Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

 Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

 Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь. 10

 Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

 Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

 Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.

В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...