Игры на развитие речи по сказкам В.В. Бианки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Методическая разработка используется при реализации проекта «Знаменитые люди Санкт-Петербурга». Адресована воспитателям и специалистам, реализующим образовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Целью является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi_po_skazkam_v._v._bianki.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи по сказкам В. В. Бианки

Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В. Бианки и его творчеством.

Задачи:

  1. Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления; развивать монологическую речь детей, прививать интерес к книгам о природе своей страны.
  2. Учить разгадывать кроссворд; учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; учить угадывать по описанию;
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
  4. Развивать моторику: тонкую, артикуляционную, общую.

«Угадай, кто это?»

- Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка.

  1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук - сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
  2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
  3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху - дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
  4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
  5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
  6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
  7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
  8. «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!» (Аист «Кто чем поёт»)

игра «Летает, не летает»

Если птица летает, дети машут руками, а если не летает, приседают.

Сова,

Аист,

Сокол,

Воробей,

Перепёлки,

Пингвин,

Ласточка,

Синица,

Грач,

Сорока,

Попугай,

Страус,

Журавль,

Фламинго,

Чайки,

Тетерев,

Глухарь,

Галка,

Ворона,

Курица,

Снегири,

Жаворонок,

Соловей,

Скворец,

Лебеди,

Киви

Игра «Назови ласково»

Жук – жучок
Муравей – муравьишка
Гусеница – гусеничка
Паук – паучок
Пчела – пчелка
Муха – мушка
Комар – комарик
Стрекоза – стрекозка
Паутина – паутинка
Крылья – крылышки
Голова – головка
Усы – усики

Загадки

 Пёстрая крякуша ловит лягушек. (утка)

Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (гусеница)

Она, как змейка, в траве мелькает.

Хвост оборвёт – другой наживает. (ящерица)

 

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (лягушка)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

«Главный герой»


Из трёх предложенных ответов выберите правильный. 

 «Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?»
-щенок
-котёнок
-лисёнок

 «Какое дерево стало для животных теремком в рассказе «Теремок»
-дуб
-ель
-берёза

«Вспомните название произведений»


1.«Лесные …»
-теремочки
-домишки
-избушки 
Ответ: «Лесные домишки»


2.«Первая …»
-прогулка
-охота
-выставка 
Ответ: «Первая охота»


3.«Кто чем …?»
-кричит 
-поёт
-свистит 
Ответ: «Кто чем поёт?» 


4. «Лис и…»
-мышонок
-хомячок
-крот 
Ответ: «Лис и мышонок»


5. «Купание …»
-зайчат
-медвежат
-лисят 
Ответ: «Купание медвежат»


6. «Терентий ...»
-ворон
-тетерев
-сова
Ответ: «Терентий - Тетерев»


«Чей? Чья? Чьё?»


Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете особенности некоторых животных. Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться части животных - зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили.

  • Чей это клюв? (На экране изображение клюва клеста).
  • А чей это хвост? (На экране хвост лисы).
  • А чьи это лапы? (На экране лапы медведя).
  • А у какой птицы грудка такого цвета? (На экране грудка снегиря).
  • У кого такие лапки? (На экране лапки с перепонками – утки).
  • У какого зверя такая спина? (На экране пять черных полосок – это бурундук).

«Кто что ест?»


В сказке «Чей нос лучше?»? В. Бианки рассказал, какой корм едят птицы. Послушайте задание.

Назовите, корм, который ест клест. (предъявляем детям три картинки на выбор: с шишками, морковкой, корой)

Назовите, корм, который ест дубонос. (предъявляем детям три картинки на выбор: с вишнёвыми косточками, картофелем, травой)


Игра «Кто больше?»


Лис или мышонок.
мышь или сова…


 Физминутка «Сова»

Ой ты, Совушка-Сова,

Удалая голова.                    Дети поворачивают голову вправо, затем влево.

Ты ночами не летай,            Взмахи руками.

И зверюшек не пугай.           Грозят пальчиком.

Не пугай, Сова, Зайчишку,      Изображают зайчишку, приставив ладони к голове (ушки)

Не пугай Лису и Мишку              Изображают крадущуюся лису, косолапого медведя.

Звери тоже спать должны,           Ладони подкладывают под щёку.

Звери просят тишины.                         Прикладывают пальчик к губам.

(А. Вронский)


 «Кто это?»


Попробуйте по описанию угадать кто это?.

-Червяк - червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки». (гусеница- землемер, «Как муравьишка домой спешил»)


- Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (водомерка, «Как муравьишка домой спешил»).


«Как всё начиналось»


Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки или рассказа.

-«Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» («Лис и мышонок»).
-«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден». («Как муравьишка домой спешил»)
-«Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова» («Сова»).
-«Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами» («Первая охота»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку» для детей от 2-х до 7 лет

Представлена на окружном семинаре по вопросам воспитания и развития детей раннего возрастаЦели: Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал. Развивать логическое мышление, зрительн...

Дидактическая игра по развитию речи "Расскажем сказку"

Содержание: Ребенок последовательно выставляет на картинке-основе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказы...

Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки «Сова» В. Бианки с использованием игры на ИКТ.

Формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений....

Дидактическая игра по развитию речи «Продолжи сказку»

Дидактическая игра для детей от 3-х лет, стимулирующая развитие речи, умение работать в коллективе, развивающая воображение и память.Цель игры:Расширять представление детей о сказках. Помочь детям зап...

Дидактическая игра по развитию речи "Расскажи сказку" для детей 5 -7 лет.

Дидактическая игра "Расскажи сказку"  для детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку» ( презентация)

Опыт работы воспитателя Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку»...

Дидактическая игра по развитию речи "Расскажи сказку"

Ход игры:Ребенок последовательно раскладывает на столе эпизоды одной сказки. Затем , когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкре...