Игры на развитие речи по сказкам В.В. Бианки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка используется при реализации проекта «Знаменитые люди Санкт-Петербурга». Адресована воспитателям и специалистам, реализующим образовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Целью является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_rechi_po_skazkam_v._v._bianki.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речи по сказкам В. В. Бианки
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В. Бианки и его творчеством.
Задачи:
- Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления; развивать монологическую речь детей, прививать интерес к книгам о природе своей страны.
- Учить разгадывать кроссворд; учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; учить угадывать по описанию;
- Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
- Развивать моторику: тонкую, артикуляционную, общую.
«Угадай, кто это?»
- Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка.
- «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук - сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
- «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
- «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху - дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
- «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
- «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
- «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
- «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!» (Аист «Кто чем поёт»)
игра «Летает, не летает»
Если птица летает, дети машут руками, а если не летает, приседают.
Сова, Аист, Сокол, Воробей, Перепёлки, Пингвин, Ласточка, Синица, Грач, | Сорока, Попугай, Страус, Журавль, Фламинго, Чайки, Тетерев, Глухарь, Галка, | Ворона, Курица, Снегири, Жаворонок, Соловей, Скворец, Лебеди, Киви |
Игра «Назови ласково»
Жук – жучок
Муравей – муравьишка
Гусеница – гусеничка
Паук – паучок
Пчела – пчелка
Муха – мушка
Комар – комарик
Стрекоза – стрекозка
Паутина – паутинка
Крылья – крылышки
Голова – головка
Усы – усики
Загадки
Пёстрая крякуша ловит лягушек. (утка)
Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)
Она, как змейка, в траве мелькает.
Хвост оборвёт – другой наживает. (ящерица)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадают в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
«Главный герой»
Из трёх предложенных ответов выберите правильный.
«Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?»
-щенок
-котёнок
-лисёнок
«Какое дерево стало для животных теремком в рассказе «Теремок»
-дуб
-ель
-берёза
«Вспомните название произведений»
1.«Лесные …»
-теремочки
-домишки
-избушки
Ответ: «Лесные домишки»
2.«Первая …»
-прогулка
-охота
-выставка
Ответ: «Первая охота»
3.«Кто чем …?»
-кричит
-поёт
-свистит
Ответ: «Кто чем поёт?»
4. «Лис и…»
-мышонок
-хомячок
-крот
Ответ: «Лис и мышонок»
5. «Купание …»
-зайчат
-медвежат
-лисят
Ответ: «Купание медвежат»
6. «Терентий ...»
-ворон
-тетерев
-сова
Ответ: «Терентий - Тетерев»
«Чей? Чья? Чьё?»
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете особенности некоторых животных. Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться части животных - зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили.
- Чей это клюв? (На экране изображение клюва клеста).
- А чей это хвост? (На экране хвост лисы).
- А чьи это лапы? (На экране лапы медведя).
- А у какой птицы грудка такого цвета? (На экране грудка снегиря).
- У кого такие лапки? (На экране лапки с перепонками – утки).
- У какого зверя такая спина? (На экране пять черных полосок – это бурундук).
«Кто что ест?»
В сказке «Чей нос лучше?»? В. Бианки рассказал, какой корм едят птицы. Послушайте задание.
Назовите, корм, который ест клест. (предъявляем детям три картинки на выбор: с шишками, морковкой, корой)
Назовите, корм, который ест дубонос. (предъявляем детям три картинки на выбор: с вишнёвыми косточками, картофелем, травой)
Игра «Кто больше?»
Лис или мышонок.
мышь или сова…
Физминутка «Сова»
Ой ты, Совушка-Сова,
Удалая голова. Дети поворачивают голову вправо, затем влево.
Ты ночами не летай, Взмахи руками.
И зверюшек не пугай. Грозят пальчиком.
Не пугай, Сова, Зайчишку, Изображают зайчишку, приставив ладони к голове (ушки)
Не пугай Лису и Мишку Изображают крадущуюся лису, косолапого медведя.
Звери тоже спать должны, Ладони подкладывают под щёку.
Звери просят тишины. Прикладывают пальчик к губам.
(А. Вронский)
«Кто это?»
Попробуйте по описанию угадать кто это?.
-Червяк - червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки». (гусеница- землемер, «Как муравьишка домой спешил»)
- Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (водомерка, «Как муравьишка домой спешил»).
«Как всё начиналось»
Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки или рассказа.
-«Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» («Лис и мышонок»).
-«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден». («Как муравьишка домой спешил»)
-«Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова» («Сова»).
-«Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами» («Первая охота»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку» для детей от 2-х до 7 лет
Представлена на окружном семинаре по вопросам воспитания и развития детей раннего возрастаЦели: Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал. Развивать логическое мышление, зрительн...
Дидактическая игра по развитию речи "Расскажем сказку"
Содержание: Ребенок последовательно выставляет на картинке-основе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказы...
Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки «Сова» В. Бианки с использованием игры на ИКТ.
Формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений....
Дидактическая игра по развитию речи «Продолжи сказку»
Дидактическая игра для детей от 3-х лет, стимулирующая развитие речи, умение работать в коллективе, развивающая воображение и память.Цель игры:Расширять представление детей о сказках. Помочь детям зап...
Дидактическая игра по развитию речи "Расскажи сказку" для детей 5 -7 лет.
Дидактическая игра "Расскажи сказку" для детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку» ( презентация)
Опыт работы воспитателя Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку»...
Дидактическая игра по развитию речи "Расскажи сказку"
Ход игры:Ребенок последовательно раскладывает на столе эпизоды одной сказки. Затем , когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкре...