Дидактические и речевые игры по сказкам С. Я. Маршака
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Методическая разработка используется при реализации проекта «Знаменитые люди Санкт-Петербурга». Адресована воспитателям и специалистам, реализующим образовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_i_rechevye_igry_po_skazkam_marshaka_s.ya_.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

 «Волшебный кубик»

Задачи

Учить детей узнавать изученные ранее произведения С. Я Маршака по картинке

Развивать умение воспроизводить отрывки произведений по памяти.

Воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга и соблюдать очередность.

Описание

Для игры используется кубик, на сторонах которого размещены иллюстрации из произведений С. Я, Маршака. Ребенок бросает кубик, рассматривает картинку, выпавшую на верхней стороне кубика, и выполняет задание воспитателя

-называет произведение, иллюстрация к которому выпала на кубике;

-называет героев произведения, иллюстрация к которому выпала на кубике;

-читает наизусть пару строк из произведения, иллюстрация к которому выпала на кубике.

«Что лишнее?»

Задачи

Учить детей выделять нужные строки из произведения

Развивать умение исключать «лишний» предмет.

Воспитывать внимательность, усидчивость, наблюдательность

Описание

Ребенку предлагаются шесть картинок с изображениями предметов (героев) из произведений С. Я. Маршака, пять из которых относятся к одному произведению. а шестая — к другому Воспитатель просит ребенка найти «лишний» предмет и сказать из какого он произведения. Затем просит назвать произведение, к которому относятся остальные предметы и вспомнить строчки, в которых эти предметы встречаются.

«Продолжи ряд»

Задачи

Учить детей последовательно располагать карточки с иллюстрациями к произведению' С Я. Маршака в соответствии с сюжетом.

Развивать умение определять по иллюстрациям, какая часть произведения используется (начато, середина конец).

Воспитывать внимательность, аккуратность, положительное отношение к стихотворным произведениям.

Описание

Воспитатель последовательно выкладывает перед ребенком три иллюстрации к произведению С Я Маршака и просит ребенка назвать произведение, к которому они относятся затем предлагает из оставшихся картинок выбрать в соответствии с сюжетом наиболее подходящую для продолжения ряда. Таким же образом ребенок располагает остальные картинки, пока они не закончатся. Положив последнюю картинку ребенок при желании декламирует фрагмент произведения и определяет, какое место в произведении он занимает (начало, конец, середина).

Загадки

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу?
(Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб
(Пила)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.  (Велосипед.)

Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду
(“Вот какой рассеянный”) 

Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась
(“Усатый полосатый”) 

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
(“Багаж”) 

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт!
(“Двенадцать месяцев”) 

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру...
(“Кошкин дом”) 

Из какого произведения предметы?

  1. Конверт (“Почта”)
  2. Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
  3. Собачонка (“Багаж”)
  4. Котёнок (“Усатый полосатый”)
  5. Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?”

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)

Исправь ошибки в названиях произведений

“Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”

“Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”

“Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”

“Урок грубости” - “Урок вежливости”

“Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”

“Мышкин дом” - “Кошкин дом”

Ответь на вопросы

На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)

Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)

Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)

Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)

Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)

Доскажи словечко

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на    
(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной    
(фуражке),
Это он, это он,
Ленинградский      
(почтальон)”

Из какого произведения строки? (“Почта”)

“Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с  
(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на
    (стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по    
(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и
     (потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

«Подскажи словечко».

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это …брюки.

Вот какой рассеянный,

С улицы…… Бассейной. («Рассеянный с улицы Бассейной».)

Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни,….. (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе…… (найду) («Сказка о глупом мышонке».)

Вот тебе под спинку

Мягкую …..(перинку)

Сверху на перинку

Чистую….. (простынку)

Вот тебе под ушки

Белые……. (подушки)

Одеяльце на пуху

И платочек…… (наверху). («Усатый полосатый».)

Эй, не стойте слишком близко-

Я тигрёнок, а …..не киска. («Детки в клетке».)

А зубастый крокодил,

Чуть меня……не проглотил. («Где обедал воробей?».)

Физкультминутка

 Где обедал, воробей?         Машут перекрещенными ладошками.

 В зоопарке у зверей.         Ладошками изображают

                                           раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва                 На каждое название животного загибают

за решёткою у льва                по одному пальцу сначала на левой,

Подкрепился у лисицы,           потом на правой руке.

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Опять изображают ладошками

Чуть меня не проглотил

раскрывающуюся пасть.

Физминутка

Однажды старушка       (Ходьба на месте.)

Отправилась в лес.

Приходит обратно,        (Повороты влево-вправо

А пудель исчез.            с подниманием плеч.)

Искала старушка          (Повороты головы влево-вправо

Четырнадцать дней,       покачивание головой, обхватив ее руками.)        

А пудель по комнате      (Прыжки на месте, с руками согнутыми

Бегал за ней.                перед грудью.)

Игра «Назови детёнышей» (по сказке детки в клетке), «Один-много».

Узнай, кому из героев принадлежат слова.

Я буду вам вторая мать

Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду,

Мыть языком посуду…

Впустите бедную родню. (Кошка, «Кошкин дом».)

Мяу, мяу, спи мой крошка!

Мяу – мяу, ляжем спать,

Мяу – мяу, на кровать. (Кошка, «Сказка об умном мышонке».)

Это моя дочка.

Люди спрашивают:

— Почему у вашей дочки серые щёчки?

А девочка говорит:

— Она давно не мылась.

Люди спрашивают:

— Почему у неё мохнатые лапы, а усы, как у папы?

Девочка говорит:

— Она давно не брилась.  (Девочка, «Усатый-полосатый».)

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку...

- Отдайте мою собачонку!  (Дама. «Багаж».)

Веселая азбука (доскажи словечко)

Аист с нами прожил лето,
А зимой 
гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать 
волка к телефону.

Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, 
как долотом.

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках
, елка — тоже.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, 
кто ему поможет.

Звезды видели мы днем
За рекою, 
над Кремлем…

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный 
грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, 
много пчел.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, 
что он осел.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову 
от страха.

Роет землю серый крот
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой,
То-то теплое 
местечко!

Ученик учил уроки
У него в чернилах 
щеки.

Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом 
корабле.

Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький 
зверек.

Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, 
как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит 
часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, 
как мяч!

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок
Электрический звонок.

Юнга — будущий матрос
Южных рыбок нам привез.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет.

В данном документе представлены следующие дидатические развивающие игры речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, чем...

Речевые игры по сказкам К.Чуковского

Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ...

Дидактические развивающие речевые игры

В данном документе представлены следующие дидатические развивающие  речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, че...

Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....

Презентация "Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет"

Развивающие игры для детей младшего возраста...

Речевые игры по сказкам К. Чуковского.

Речевые игры по сказкам К. Чуковского...

Авторская игра к сказке С.Я Маршака «12 месяцев»

Авторская игра по сказке предназначена для совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста....