Конспект открытого занятия "Быт в древней Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мякшина Анна Петровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx448.9 КБ
Файл prezentatsiya_byt_v_drevney_rusi.pptx1.12 МБ
Файл igra.docx10.14 КБ

Предварительный просмотр:

Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 189»

Конспект открытого НОД

по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет

Тема: «Быт Древней Руси».

Образовательная область: Познавательное развитие

    Мякшина А.П.

Воспитатель

первой квалификационной категории

2020 г

Тема: «Быт Древней Руси».

Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.

Задачи:
1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.

2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.

3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.

Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Демонстрационный материал:
Иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт в Древней Руси», кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русские народные костюмы, прялка, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко. Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
- Рассматривание предметов старины.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.
(Воспитатель задает вопрос).

Ребята в какой мы стране живем? Как она называется?
ответы детей: В России.
Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?
ответы детей: Русь.
Воспитатель: Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель: Ребята, кто-то плачет! Предлагаю посмотреть, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей, заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки).

Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава - Это имя обозначает – красавица.
Воспитатель: Любавушка приглашает нас в свой дом.
СЛАЙД: ИЗБА
(На м/м картинка русской избы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей: дом сделан из дерева...
Воспитатель: На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?

СЛАЙД: Прялка

Воспитатель:
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель: Давайте назовем вместе – прялка. Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясти нити.
Воспитатель: Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки. («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я – в кафтане. (дети показывают на себя)
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете ,что за предметы есть в избе.
Загадки:
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)

2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)


3)Один вход и три выхода
(Рубаха)


Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что есть у Любавушки в избе.


СЛАЙД: Сундук, лавка, рубаха.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.


Физкультминутка:


Воспитатель: Ребята, а вы знаете как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.


СЛАЙД: Одежда простолюдинов

Воспитатель: Рубаха, сарафан, лапти.
Воспитатель: Давайте, с вами подойдем поближе и рассмотрим костюмы. (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами,
как он выглядит, какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.


СЛАЙД: Костюм.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель: Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.
Ответы детей: Чтобы поиграть.
Воспитатель: А в коробке есть послание, давайте прочитаем.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель: Правильно. Предлагаю поиграть. Встанем в круг. (воспитатель объясняет правила игры)
Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети поворачиваются и бегут по кругу. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель: Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.
Дети: В кроватку.


СЛАЙД: Колыбель
(На м/м появляется изображение колыбельки.)

Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше, чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".
Воспитатель: Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Заключительная:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!

Приложение 1

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_1da71dd0f1d158b57b5027a6a22309f3.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_214023ca14d8b1d43700ced66d8bde8f.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_eb5745116b4a1298356508284522ded7.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_89fc5023c8013bc5d25ec266ece7434e.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_a1bf6203fb6d73a04c0789807c8ff7fe.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_ba44804d09b2e3fc85acee811d6f93fd.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/6/13786_ac346733cedf8750a1c662a91b6ba3b1.jpg

 Анализ занятия

Целью занятия сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.

Задачи, реализуемые в ходе занятия:

образовательные: познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.

 развивающие: развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.

воспитательные:  воспитывать уважение к рукоделию, труду.

Тип занятия: интегрированное занятие с целью исполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».
 Предварительная работа включала в себя различные направления: чтение сказок, потешек, небылиц, пословиц, поговорок, считалок; пение и слушание народных песен; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; рисование русской посуды, предметов быта; русские народные игры, знакомство с русским народным костюмом.

Методы: наглядный (показ презентации, иллюстрированный материал, предметы быта русской избы), словесный, познавательный, игровой (народная игра «Яблочко»), сюрпризный момент (появление Любавы в колыбельке).

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оценка организации занятия:

а) подготовка помещения к образовательной деятельности включала в себя соблюдение режима проветривания, подготовку и размещение мультимедийного и другого оборудования;

б) подготовка к занятию включала в себя рациональное размещение, необходимого материала для образовательной деятельности.

На занятии были соблюдены техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.

Ход и структура занятия.

Занятие проводилось с воспитанниками старшей разновозрастной группы в возрасте 5-7 лет. На занятии присутствовало 11 детей. Вся информация и задания соответствуют возрасту воспитанников.

Воспитанники восприняли преподнесённый материал с должным интересом; узнали много нового о быте и традициях русского народа; поняли значение новых слов, услышанных на занятии; познакомились с основными частями русской избы, которые люди обязательно соблюдали в своей избе, придавая особое значение каждому из них. Дети правильно отвечали на вопросы, которые задавались по ходу изложения материала.

Проведённое занятие отложится в памяти детей в связи с многообразием наглядного материала и даст определённый толчок на знакомство с другими русскими обычаями, традициями.

В первой части занятия воспитатель мотивировал воспитанников, обобщил уже имеющиеся знания у детей и познакомил с новыми знаниями о русском быте.

Во второй части ребята отправились во временное путешествие, где  дети познакомились с Любавой и пригласила к себе в избу. Здесь ребята познакомились с избой, ее убранством, некоторыми предметами быта.

Физкультминутка была организована в непринужденной форме в виде  игры «Зима», благодаря чему ребята смогли отвлечься от познавательной деятельности и более легко переключиться на следующий этап. С заданием все дети справились хорошо, что благоприятно сказывается на их самооценке, самоутверждении в своих навыках. Поиграли в хороводную игру «Яблочко»

На третьем этапе ребята укладывали куклу спать, где с помощью колыбельной песни дети убаюкали Любаву.

Рефлексия была проведена на конечном этапе занятия. Ребята смогли провести самооценку образовательной деятельности.

Система моей работы. Главным в системе работы педагогов было умение организовать детей, управлять группой, правильно определять объём учебного материала, проявлять на занятиях эмоциональность, корректность, доброжелательность в общении с детьми, а также технологию погружения (обстановка, костюмы, форма преподнесения материала соответствовала русским обычаям).

Система работы воспитанников. Дети организованны, активны; проявили интерес к изложенному материалу, уважительное отношение к педагогам, гостям, друг другу, хорошо усвоили материал. Воспитанники смогут творчески применить полученные знания на других занятиях, в жизни.

Общие результаты занятия. Все запланированные методы и приёмы (беседа, рассказ, физкультминутка, использование ИКТ, музыкальное сопровождение и т. д.) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей. Все структурные элементы занятия продуманы, взаимосвязаны и обеспечили целостность преподносимого материала.

Воспитанники проявили работоспособность, активность. Психологический климат на протяжении всего занятия был благоприятный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Быт в Древней Руси»


Предварительный просмотр:

Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Быт Древней Руси»

Конспект открытого НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группына тему: «Быт Древней Руси»Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской сем...

«Древняя Русь. Берестяные грамоты – носители информации Древней Руси. Русские счеты. Московский Кремль. Создание модели «Московский Кремль» в компьютерной программе LEGO Digital Designer»

Конспект занятия разработан для детей 6-7 лет по информатике с целью закрепления знаний о носителях информации, знакомства детей с русскими счетами, русским абаком, развития конструктивного ...