Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи
консультация по развитию речи (старшая группа)
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи дошкольников с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи
Как известно, логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь. Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому правильная организация обучения аномальных детей является очень сложным делом. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое идет несколько опережая развитие ребенка, однако не превышает его возможностей и ведет за собой развитие. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей аномального ребенка и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Практика нашей логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи дошкольников с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие. К тому же исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Однако при имеющихся трудностях у данной категории детей остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животный используется елка, а для обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок. Нами использовались приемы мнемотехники по всем основным направлениям, по которым ведется работа по обучению связной речи дошкольников с ОНР. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-427529-1397246853.png)
Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-652243-1440159014.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636683-1432362032.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-702238-1446982838.jpg)
Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-212492-1630766686.jpg)
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-241027-1366130372.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/21/picture-935290-1705846286.jpg)
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...