Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно». М.И. Лисина .
Актуальность темы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
- уровень потребности в общении; - наличие установки на общение с другими людьми; - особенности эмоциональной реакции на партнера; - собственное самочувствие человека в ситуации общения, - коммуникативные способности. Из чего состоит коммуникативный потенциал человека? Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. А значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать.
Я хочу Я хочу! Я хочу Я хочу Я знаю! Я умею! Три основных аспекта , определяющие содержание работы педагога по формированию коммуникативных качеств у детей
В ходе непосредственно организованной деятельности не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность детей. Рационально организованная естественная обстановка (речевая среда) уголок театрализации книжный уголок предметно — развивающая игровая среда (сюжетно — ролевые игры) уголок для сенсорно-моторного развития
ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Инновации в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Вводятся новые образовательные технологии: образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, « ровестничество » — технология создания детского сообщества и др. Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка. Есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Технология утренний и вечерний круг
Используя данную технологию в старшем дошкольном возрасте, происходит процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты: Диалоговые, коммуникативные навыки: Социальные навыки: - вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы) - невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса). умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов . Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка. Цель: создать единое культурно образовательное пространство взаимодействия МКДОУ детский сад «Радуга» с МБОУ «Каменская средняя школа». Задачи : — приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; — обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; — развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности; — развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; — включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Пространство детской реализации Весёлые уроки
Пространство детской реализации Урок здоровья
Пространство детской реализации Акция «Подари детям книгу» Акция «Читаем детям о войне»
Пространство детской реализации Театр + театр
Пространство детской реализации Лепим мы снеговика…
Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться .
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков и речи
у детей дошкольного возраста
2 слайд Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно». Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
3 слайд Актуальность темы
- Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
- Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
4 слайд Из чего состоит коммуникативный потенциал человека?
- уровень потребности в общении;
- наличие установки на общение с другими людьми;
- особенности эмоциональной реакции на партнера;
- собственное самочувствие человека в ситуации общения,
- коммуникативные способности.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. А значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
5 слайд Три основных аспекта, определяющие содержание работы педагога по формированию коммуникативных качеств у детей:
«Я хочу!» - желание вступать в контакт с окружающими;
«Я умею!» - умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);
«Я знаю!» - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.
6 слайд В ходе непосредственно организованной деятельности не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность детей. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей, что противоречит психологической природе ребенка. Приоритетным для ребенка является общение со сверстниками. Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. Чему способствует Рационально организованная естественная обстановка (речевая среда), насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны) тоже способствуют обогащению, закреплению и становлению речи.
- уголок театрализации
- книжный уголок
- предметно — развивающая игровая среда (сюжетно — ролевые игры)
- уголок для сенсорно-моторного развития
7 слайд Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. И так, какие же инновации в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Вводятся новые образовательные технологии: образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
8 слайд Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента. В нашем детском саду мы применяем такую технологию, как Утренний и вечерний круг
9 слайд Используя данную технологию в старшем дошкольном возрасте, происходит процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты: Диалоговые, коммуникативные навыки и социальные навыки.
10 слайд Этапы коммуникативного развития (М.П. Лисина)
Внеситуативно-личностное общение— высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И.Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. Внеситуативно-личностная форма общения является высшим достижением развития общения в дошкольном возрасте. Наша задача развить эту форму общения для того, чтобы ребёнку было проще адаптироваться к школьной жини.
11 слайд Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов. Доказано, что дети тоже берут на себя эту естественную педагогическую функцию. Они помогают друг другу в познании мира, указывая на важные элементы, которые следует принять во внимание; они естественным и адаптированным образом обмениваются опытом и знаниями. Они по очереди занимают позицию обучающего и обучаемого, даже не отдавая себе в этом отчета.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
Цель: создать единое культурно образовательное пространство взаимодействия МКДОУ детский сад «Радуга» с МБОУ «Каменская средняя школа».
Задачи: — приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;
— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
— включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Чтобы решить эти задачи, мы проводим данные мероприятия.
12 слайд Весёлые уроки
13 слайд Урок здоровья
14 слайд Книги
15 слайд Театр+театр
16 слайд Лепим мы снеговика…
17 слайд Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический анализ диагностики: влияния музыкально-театрализованной деятельности, на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старшего дошкольного возраста (2015-2016гг.)
Аналитический анализ диагностики...
Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста.
Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста...
Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста.
коммуникативных нааыков...
Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"
В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....
Презентация "Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста"
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...
Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста.
Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, ...
Формирование коммуникативных навыков и речевой активности детей дошкольного возраста
Общение, являясь одним из главных условий полноценного развития ребёнка, имеет сложную структурную организацию, основными компонентами являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, е...