Игры. "Речевое развитие" (средняя группа 4-5лет)
картотека по развитию речи (средняя группа)

Ардашева Юлия Александровна

 

Игры по речевому развитию для детей средней группы(4-5лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ardashevayu.a._igry_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по речевому развитию

для средней группы(4-5лет)

«Подбери словечко»

Цель: расширять словарь антонимов.

Задачи: упражнять в подборе слов, противоположных по значению.

Ход игры:

Вариант1.

Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки продолжить фразу. Ребенок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на иллюстративный материал:

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи»:

«Дедушка старый, а внук…»

«Дерево высокое, а куст…»

«Дорога широкая, а тропинка…»

«Перо легкое, а гиря…»

Материал: картинки, на которых изображены противоположные по значению понятия.

Вариант2.

Усложнение. Ребенок в ответах опирается только на речь взрослого.

Инструкция: «Послушай меня и подбери правильное слово»:

«Пирожное сладкое, а лекарство…»

«Ночью темно, а днем…»

«У волка хвост длинный, а у зайца…»

«Чай горячий, а лед…»

«Вспомни и скажи»

Цель: расширять словарь детей.

Задача: упражнять в подборе слов по указанному признаку.

Ход игры:

Педагог задает вопрос, детям необходимо подобрать слово, обозначающее предмет с требуемым признаком.

Инструкция: «Послушайте вопрос, подберите и назовите предмет»:

«Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным)?»

«Что бывает низким (высоким)?»

«Что бывает зеленым (красным, синим, желтым)?»

«Что бывает холодным (горячим, теплым)?»

«Что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)?»

«Что бывает шерстяным (бумажным, деревянным, железным)?»

«Что бывает тяжелым (легким)?»

«Что бывает гладким (колючим, острым)?»

«Назови как можно больше предметов»

Цель: расширять активный словарь детей.

Задача: упражнять детей в четком произношении слов.

Инструкция: «Посмотрите вокруг себя и назовите как можно больше предметов, которые вас окружают. Но назвать нужно только те предметы, которые вы видите.»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно и четко произносили слова, по очереди и не повторялись. Если дети не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?», «Что стоит на столе?» и т.д.

«Объясните почему»

Цель: формировать грамматический строй речи

Задачи: учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Инструкция: «Я говорю вам начало упражнения, а вы заканчиваете его, используя фразу «потому что».

Педагог начинает предложение и предлагает детям закончить его, используя оборот «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Примеры:

-Вова заболел… (потому что простыл)

-Дети легли спать… (потому что поздно)

-Лед на реке растаял… (потому что тепло)

-Стало очень холодно… (потому что пошел снег)

-Мама взяла зонт… (потому что идет дождь)

-Очень хочется пить… (потому что жарко)

-Деревья сильно закачались… (потому что дует ветер)

Материал: фишки

«Про кого можно сказать?»

Цель: формировать грамматический строй речи.

Задачи: упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Инструкция: «Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вам нужно придумать на них ответы. Ответов может быть несколько.»

Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Про кого можно сказать?» Дети должны подобрать и назвать существительные, согласующиеся с названным прилагательным.

-Про кого можно сказать ласковая? (мама, кошечка, собачка, девочка)

-А про кого можно сказать ласковый? (папа, дедушка, кот)

-Про кого или про что можно сказать хмурый (человек, день) и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: формировать грамматический строй речи.

Задача: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры:

Педагог предлагает детям исправить ошибки в словосочетании.

Инструкция: «я говорю вам словосочетание , а вы внимательно слушаете и ищите ошибку в этом словосочетании»:

«Красивая город»

«Большой кошка»

«Старое памятник»

«Новый скамейка»

«Красная ведро»

«Пушистое ковер»

«Песня-песенка»

Цель: развивать правильное звукопроизношение у ребенка.

Задача: упражнять произношение звуков и звукосочетаний по подражанию.

Ход игры: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей. Четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Инструкция: «Послушайте рассказ и ответь на вопросы» (на вопросы ребенок отвечает в конце рассказа): -Как поет кошечка?  -Как поет Мишка? и т.д.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

-Теперь ты, петушок, пой!

-Ку-ка-ре-ку! -пропел петушок.

-Ты спой, Мурка!

-Мяу-мяу-спела кошка.

-Твоя очередь, уточка!

-Кря-кря-кря- затянула утка.

-А ты, Мишка?

-Ряв-ряв-ряв- зарычал зарычал медведь.

-Ты, лягушка, спой!

-Квак-квак-квак- проквакала лягушка.

-А ты, кукла, что споешь?

-Ма-ма, ма-ма!

Складная песенка!

(Г.Гербова)

Материал: большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

«Часы тикают»

Цель: Развивать звукопроизношение, закреплять правильное произношение звука «К», звука «Т» (ТЬ).

Задача: учить выработке умеренного темпа речи.

Учить произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают».

-Это-часы. Когда они идут, то они тикают «Тик-Так, Тик-Так». Воспитатель предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов, если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Воспитатель продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке. Большие часы тикают громко (произносит «Тик-Так» громко), а маленькие часики-тихо (произносит «Тик-Так» тихо)».Затем воспитатель предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Далее воспитатель говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «Тик-Так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.

« Теперь послушай, как тикают маленькие часики», - говорит воспитатель и произносит «Тик-Так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Воспитатель следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (ТЬ).

Материал: большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные)

«Кто больше заменит небылиц»

Цель: учит детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их.

Задача: развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры: Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры:-Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу положит фишку, заметит еще одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз. Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалит тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Оборудование: фишки, стихотворение «Путаница».

   

«Отгадай-ка»

Цель»: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.

Ход игры: воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы(дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу)воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет передает камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть. Так как можно разбить стекло».

Оборудование: цветной камешек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда»

Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда» Цель: Обсуждать и влиять. 1.Расширить и конкретизировать представления об одежде, ее назначе...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средней возрастной группы (4-5лет) детского сада.

Предлагаю Вашему вниманию разработку комплексов утренней гимнастики для детей средней группы детского сада. Комплексы составлены...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы (4-5лет) на тему «Что я знаю о себе?».

Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела, расширять представления о своём организме, о его строении.Задачи: Называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы...

Конспект НОД «Описание игрушки» для детей средней группы (4-5лет) (к неделе педагогического мастерства: «ТРИЗ в образовательной деятельности»)

Составление рассказа об игрушке (с элементами ТРИЗ)Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Мониторинг успеваемости детей разновозрастной группы "Земляничка" (2мл.группа 3-4 года)и(сред.группа 4-5лет)

Мониторинг успеваемости детей разновозрастной группы "Земляничка" (2мл.группа 3-4 года)и(сред.группа 4-5лет)...