Сторителлинг как интерактивная педагогическая техника для речевого творчества
статья по развитию речи

Виноградова Виктория Валентиновна

Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сторителлинг как интерактивная педагогическая техника для речевого творчества»

Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателю удобно воспринимать.

Скилеф (Феликс Кирсанов)

Подготовила воспитатель высшей категории: Виноградова В.В.

Все мы не раз замечали, как внимательно дети слушают, когда мы рассказываем им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если мы читаем ее в книге.

Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.

Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с техникой сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам педагогам.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Термин возник от слияния английских слов story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способ передачи информациии нахождение смыслов через рассказывание историй.

В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» –  искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Чем эта техника может быть полезна в работе с детьми?

Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.

Цель: удерживать внимание детей в течении всего повествования и уметь выделять основную мысль (посыл) истории.

Задачи:

  • развивать красивую грамотную речь;
  • совершенствовать умение изменять содержание информации;
  • развивать творческое мышление, воображение и умственное восприятие;
  • способствовать раскрытию талантов и самовыражения;
  • формировать уверенность в себе и желание общаться.

Какие возможности(вытекают из задач) дает сторителлинг?

технология позволяет:

- разнообразить образовательную деятельность с детьми;

- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

- обогатить устную речь дошкольников;

- облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают

фантазию, логику.

Какие виды сторителлинга можно использовать для речевого и творческого развития дошкольников?

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

- Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

- Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.

-Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

А как же историю составлять?

- Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

- История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников и рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

- История должна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью этого можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется подсознание, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате ребенок получает опыт, изложенный   естественно и без поучений.

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:

- Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

- Развитие события - здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
-
Кульминация - именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

- Заключение,  как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.

Правила техники рассказа историй:

- Начиная сочинять историю, необходимо придумать ее визуальный контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн). Визуализация поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир

- Начиная историю о приключениях героев, всегда учитывайте возраст детей и их настроение.

- Начинайте историю с завязки и от первого лица:

«Хочу рассказать, как я...»

«Я вам уже рассказывала про то, как я..»

«Однажды со мной произошла такая история…»

Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях. Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.  Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают их к участию в рассказывании истории. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй») она интересна как детям, так и взрослым, кубики - картинки позволяют придумывать невероятные истории, которые можно составлять без определённой темы.

Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, можно сделать свои «Кубики историй».

Правила игры таковы:

- Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.

- Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу - сказка за 5, 6, 7,.. ходов.

- Первый игрок берет кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения,на верхней грани, начинает рассказывать историю.

- Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

- Начать можно используя варианты вступления: «Однажды...», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»

Сначала задачу можно упростить и составлять историю можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Затрат больших не требуется, и как вы уже поняли, понадобятся деревянные, бумажные  или мягкие кубики.  Игра получается интересная и может использоваться  в любом месте и в любое время.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения, обогащают фантазию, развивают логику.

В заключении хочу отметить: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
  2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8. - С. 23-35.
  3. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
  4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

Статья.Сторителлинг, как современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае?Дети больше люб...

Сторителлинг как способ развития речевого творчества

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй»....

Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»

В своей работе я использую один из таких интерактивных методов –это метод «сторителлинг».И задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с деть...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...

Сторителлинг, как интерактивный метод речевого развития дошкольников.

В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования сторителлинга, как интерактивного метода речевого развития. Дается смысл понят...