Сторителлинг как интерактивная педагогическая техника для речевого творчества
статья по развитию речи
Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storitelling_kak_interaktivnaya_pedagogicheskaya_tehnika_dlya_rechevogo_tvorchestva.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сторителлинг как интерактивная педагогическая техника для речевого творчества»
Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателю удобно воспринимать.
Скилеф (Феликс Кирсанов)
Подготовила воспитатель высшей категории: Виноградова В.В.
Все мы не раз замечали, как внимательно дети слушают, когда мы рассказываем им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если мы читаем ее в книге.
Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.
Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с техникой сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам педагогам.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Термин возник от слияния английских слов story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способ передачи информациии нахождение смыслов через рассказывание историй.
В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Чем эта техника может быть полезна в работе с детьми?
Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.
Цель: удерживать внимание детей в течении всего повествования и уметь выделять основную мысль (посыл) истории.
Задачи:
- развивать красивую грамотную речь;
- совершенствовать умение изменять содержание информации;
- развивать творческое мышление, воображение и умственное восприятие;
- способствовать раскрытию талантов и самовыражения;
- формировать уверенность в себе и желание общаться.
Какие возможности(вытекают из задач) дает сторителлинг?
технология позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают
фантазию, логику.
Какие виды сторителлинга можно использовать для речевого и творческого развития дошкольников?
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
- Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
- Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.
-Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
А как же историю составлять?
- Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
- История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников и рассказанная история воздействует на детей и их поступки.
- История должна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью этого можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется подсознание, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате ребенок получает опыт, изложенный естественно и без поучений.
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
- Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
- Развитие события - здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
- Кульминация - именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
- Заключение, как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.
Правила техники рассказа историй:
- Начиная сочинять историю, необходимо придумать ее визуальный контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн). Визуализация поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир
- Начиная историю о приключениях героев, всегда учитывайте возраст детей и их настроение.
- Начинайте историю с завязки и от первого лица:
«Хочу рассказать, как я...»
«Я вам уже рассказывала про то, как я..»
«Однажды со мной произошла такая история…»
Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях. Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию. Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают их к участию в рассказывании истории. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй») она интересна как детям, так и взрослым, кубики - картинки позволяют придумывать невероятные истории, которые можно составлять без определённой темы.
Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, можно сделать свои «Кубики историй».
Правила игры таковы:
- Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.
- Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу - сказка за 5, 6, 7,.. ходов.
- Первый игрок берет кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения,на верхней грани, начинает рассказывать историю.
- Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
- Начать можно используя варианты вступления: «Однажды...», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»
Сначала задачу можно упростить и составлять историю можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Затрат больших не требуется, и как вы уже поняли, понадобятся деревянные, бумажные или мягкие кубики. Игра получается интересная и может использоваться в любом месте и в любое время.
Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения, обогащают фантазию, развивают логику.
В заключении хочу отметить: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
- Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8. - С. 23-35.
- Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
- Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...
Статья.Сторителлинг, как современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае?Дети больше люб...
Сторителлинг как способ развития речевого творчества
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй»....
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»
В своей работе я использую один из таких интерактивных методов –это метод «сторителлинг».И задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с деть...
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...
Сторителлинг, как интерактивный метод речевого развития дошкольников.
В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования сторителлинга, как интерактивного метода речевого развития. Дается смысл понят...