Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»
материал по коррекционной педагогике
В своей работе я использую один из таких интерактивных методов –это метод «сторителлинг».
И задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Свободинский детский сад комбинированного вида»
Золотухинского района Курской области
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»
Педагог-психолог :
Чурилова Наталья Александровна
2021г.
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат нас, педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми.
И задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребенка.
В своей работе я использую один из таких интерактивных методов –это метод «сторителлинг».
Он заинтересовал меня тем, что помогает раскрыть творческие способности ребёнка, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Термин возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй» (от англ.: story – история, telling – рассказывать).
Однако, в русском языке этому термину имеется синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории. Все мы, педагоги, работающие с детьми, так или иначе используем эту технику.
Что развивает у детей сторителлинг?
Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно.
Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии... А детям нравится - они не боятся сказать что-то не так.
Сторителлинг как техника подачи информации
- Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.
- Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.
- Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
- Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Виды педагогического сторителлинга
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
- Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов. Если по-простому, скрайбинг — это когда вы дополняете свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно. Главное в скрайбинге — эффект параллельного следования: голосовое повествование последовательно сопровождается набросками и зарисовками, нередко еще и текстовой записью опорных понятий.
- Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта. Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
- Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и четко.
Структура техники «Сторителлинг» В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
- Вступление
Вступление, как правило, должно быть коротким
Когда-то давным-давно…
Садитесь поближе, я вам расскажу…
Однажды…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили-были…
Вступление представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его.
Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.
- Развитие событий
Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряжнее.
- Кульминация
Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
- Заключение
Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Наиболее важные моменты при создании истории
Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей:
- Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
- В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.
- Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
- История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.
- Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы.
- Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.
- Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума.
- В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.
5. Использование метода сторителлинг в работе с детьми способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.
6. Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
- Интеллект-карты, или Mind maps . Интернет-источник: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni- vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/59-mind_maps
- Блог ЦРТ «Мега-Талант». Скрайбинг: как создать рисованную историю к любому уроку? Интернет- источник: https://mega-talant.com/blog/skraybing-kak-sozdat-risovannuyu-istoriyu-k-lyubomu-uroku.
- Дондокова, И. Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018.
- Инфографика - наглядный метод работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР. Интернет-источник: Опубликовано 15.11.2020 - Романенкова Татьяна Сергеевна https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/11/15/infografika-naglyadnyy-metod-raboty-po-razvitiyu- monologicheskoy
- Киевский семейный портал Uti-puti.com.ua. Самодельные кубики для сторителлинга. Интернет- источник: https://uti-puti.com.ua/view_books_kids.php?id=3093
- ЛОГОКОРПОРАЦИЯ. САМОДЕЛЬНЫЕ КУБИКИ ДЛЯ СТОРИТЕЛЛИНГА. Интернет-источник: https://vk.com/wall-175808665_584
- Игры в которые играют дети и Я. СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ с помощью КУБИКОВ.
- Интернет-источник: http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/06/blog-post_1.html
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998.
- Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8.
- Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015.
- Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Консультация для педагогов...

Доклад «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Доклад на РМО...
План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-фолдинг - радуга из бумаги»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли....

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техник нетрадиционного рисования
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....