Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»
материал по коррекционной педагогике

Чурилова Наталья Александровна

  В своей работе я использую один из таких интерактивных методов –это метод «сторителлинг».

И задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Свободинский детский сад комбинированного вида»

Золотухинского района Курской области

Развитие познавательной  сферы у детей дошкольного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»

Педагог-психолог :

Чурилова Наталья Александровна

2021г.

  Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат нас, педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми.

 И задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребенка.

  В своей работе я использую один из таких интерактивных методов –это метод «сторителлинг».

  Он заинтересовал меня тем, что помогает раскрыть  творческие способности ребёнка, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.       Термин возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй» (от англ.: story – история, telling – рассказывать).

  Однако, в русском языке этому термину имеется синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

 Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории. Все мы, педагоги, работающие с детьми, так или иначе используем эту технику.

  Что развивает у детей сторителлинг?

  Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно.

  Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии... А детям нравится - они не боятся сказать что-то не так.

Сторителлинг как техника подачи информации

  • Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.
  • Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.
  • Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
  • Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Виды педагогического сторителлинга

 Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. 

 В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

  В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

  Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).

  • Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов. Если по-простому, скрайбинг — это когда вы дополняете свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно. Главное в скрайбинге — эффект параллельного следования: голосовое повествование последовательно сопровождается набросками и зарисовками, нередко еще и текстовой записью опорных понятий.
  • Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта. Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
  • Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и четко.

Структура техники «Сторителлинг» В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:

  • Вступление

Вступление, как правило, должно быть коротким

Когда-то давным-давно…

Садитесь поближе, я вам расскажу…

Однажды…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были…

Вступление представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его.

Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

  • Развитие событий

Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряжнее.

  • Кульминация

Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

  • Заключение

Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Наиболее важные моменты при создании истории

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей:

  • Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
  •  В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях.
  •  Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
  • История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.
  • Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы.
  •  Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.
  • Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума.
  • В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

 3. Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.

5. Использование метода сторителлинг в работе с детьми способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.

6. Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  • Интеллект-карты, или Mind maps . Интернет-источник: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni- vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/59-mind_maps
  •  Блог ЦРТ «Мега-Талант». Скрайбинг: как создать рисованную историю к любому уроку? Интернет- источник: https://mega-talant.com/blog/skraybing-kak-sozdat-risovannuyu-istoriyu-k-lyubomu-uroku.
  • Дондокова, И. Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018.
  •  Инфографика - наглядный метод работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР. Интернет-источник: Опубликовано 15.11.2020 - Романенкова Татьяна Сергеевна https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/11/15/infografika-naglyadnyy-metod-raboty-po-razvitiyu- monologicheskoy
  •  Киевский семейный портал Uti-puti.com.ua. Самодельные кубики для сторителлинга. Интернет- источник: https://uti-puti.com.ua/view_books_kids.php?id=3093
  • ЛОГОКОРПОРАЦИЯ. САМОДЕЛЬНЫЕ КУБИКИ ДЛЯ СТОРИТЕЛЛИНГА. Интернет-источник: https://vk.com/wall-175808665_584
  • Игры в которые играют дети и Я. СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ с помощью КУБИКОВ.
  • Интернет-источник: http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/06/blog-post_1.html
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998.
  • Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8.
  • Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015.
  • Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-фолдинг - радуга из бумаги»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли....

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техник нетрадиционного рисования

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....