Статья "Применение дидактических игр в речевом развитии ребенка - дошкольника"
статья по развитию речи
В статье рассматривается вопрос актуальности применения дидактических игр в речевом развитии ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Применение дидактических игр в речевом развитии ребенка - дошкольника" | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок с развитой речью вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
— период более интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей), основным новообразованием этого периода является овладение речью;
— постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей;
— глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Методологическая и теоретическая основа работы
Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи. В психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Изучение развития речи в общении восходит к идеям Льва Семѐновича Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией, которой является коммуникативная функция.
Теоретические и практические положения великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. К. Д. Ушинский выделил методику развития речи в специальный раздел педагогики.
К. Д. Ушинский видел три цели, которые должны осуществляться одновременно
— первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины);
— вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные;
— третья цель — практическое усвоение грамматики, придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др.
К. Д. Ушинский также отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Именно наглядность вызывает у ребенка интерес к деятельности, обогащает мотивы деятельности, создает эмоциональный положительный фон процесса обучения, тем самым повышает речевую активность.
Не случайно А. С. Макаренко утверждал, «Игра развивает язык, а язык организует игру». Кроме того, игра вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу:
— как важно использовать речевые упражнения, игры, в том числе и дидактические, в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей;
— только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка"
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени...
Значение музыкально-дидактических игр в речевом развитии ребенка.
Консультация для воспитателей....
«Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
О новой инновационной технологии...
«Дидактические пособия, обеспечивающие речевое развитие ребенка раннего возраста»
1. Дидактическая игра "Оденем куклу"2. Дидактическая игра : Пазл - куб "Домашние животные"3. Дидактическая игра : "Найди домик"...
Дидактические игры по речевому развитию для дошкольников
Дидактические игры, используемые на занятиях по развитию речи. Сделанные своими руками....
Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Консультация для воспитателей "Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников"
Синквейн – один из эффективных и значимых методов развития речи детей....