Специфика средств художественной выразительности в работах художников - иллюстраторов в иллюстрациях к детской книге
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Специфика средств художественной выразительности в работах художников- иллюстраторов в иллюстрациях к детской книге
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.
Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. Вкниге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные
понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.
Принцип В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения. По программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т,С.Комаровой, М.А.Васильевой в разделе «Художественно – эстетическое развитие детей дощкольного возраста» предлагается знакомство с художниками – иллюстраторами:Сутеевым В.Г., Рачёвым Е.М., Васнецовым Ю.А., ВаснецовымВМ., Билибиным И.Я., Чарушиным Е.М., Конашевич В.М., Лебедевым В.В.,
В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.
Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.
Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.
Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.
Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.
Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способно
увлечь ребенка.
Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки –тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).
Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.
В группе раннего возраста с книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста, и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать - «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунка надо побуждать детей, слушать текст и соотносить его с определенной картинкой. Обращать внимание детей на некоторые средства выразительности: форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.), цвет, положение в пространстве. Подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.
Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает внас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию.
Начинать знакомство можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элемент неожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость, и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая удовольствие.
В младшей группе начинаем учить детей замечать яркость цветов образцов в картинках, иллюстрациях. Вызвать эмоциональную отзывчивость на картинку, иллюстрацию – новые задачи. Для этого необходимо отобрать иллюстрации, на которых были бы изображены предметы, домашние животные, дикие, которые хорошо знакомы детям. Дети должны знать потешки, сказки, к которым созданы рисунки.
Воспитателю надо самому чётко представлять то, что является средством выразительности в иллюстрации (цвет, форма, композиция, линия). При рассматривании иллюстраций воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей (содержание произведения должно хорошо быть знакомо детям). В младшей группе рассматривание иллюстраций можно проводить в начале занятий по изобразительной деятельности в течение 2 – 4 минут. Содержание картины, должно быть, соответствовать занятию. Вначале предлагают детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли) .
Затем воспитатель должен спросить: нравится или нет картина? Почему нравится (солнышко красивое, петушок большой, домов много). Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине. Картину следует повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания).
Через несколько дней можно повторно рассмотреть с детьми эту картину (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.
Иллюстрации, картинки демонстрируются по мере надобности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Средняя группа. Продолжается знакомство с иллюстрациями к произведениям детской литературы с художниками Васнецовым, Лебедевым, Коровиным, Рачевым. Одно занятие в месяц проводится по ознакомлению с искусством. Иллюстрации рассматриваются в процессе самостоятельной детской художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации.
При повторном рассматривании иллюстрации воспитатель обращает внимание на новые детали. Воспитатель развивает внимание, любознательность, умение обобщать, делать выводы.
Можно предложить детям попытаться сравнить по тематике рисунки, например, В. Лебедева к сказке С. Маршака «О глупом мышонке». Автор прямо не говорит о том, что мышонка съела кошка. Зато художник представляет мрачную, темную норку, свалившуюся свечку, перевернутый матрац и черные тучи за окном, закрывшие луну.
Старшая группа. Продолжается знакомство с книжной графикой. Детям представляется возможность посмотреть иллюстрации, выполненные разными художниками, обращать внимание на различие в манере изображения животных (художники Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). Детей этого возрастного возраста можно познакомить и с иллюстрациями, выполненные в черно – белом цвете. В часы, отведенные на художественную деятельность (2 – 3 занятия, воспитатель может рассказать о творчестве какого – либо художника, желательно показать портрет). Можно напомнить иллюстрации, с которыми дети уже познакомились в средней группе, желательно, чтобы дети вспомнили содержание, нашли знакомые иллюстрации. А затем рассмотреть иллюстрации этого же художника к недавно прочитанным произведениям. Внимание детей обращается на позы, выражение лиц героев. В конце занятия, все прочитанные книги, устанавливаются в книжном уголке; иллюстрации к произведениям. Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем.
Воспитатель формирует умение детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть. В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору», как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин 2 -3 художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Портреты» .
Подготовительная группа. В подготовительной группе закрепляются представления детей по живописи и графике, продолжается знакомство с иллюстрациями художников: В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева. Занятия могут строиться по-разному: целиком посвящается одному художнику (например, Е. Чарушину), или сравниваются два художника, отличающиеся по творческой манере. Сначала рассматриваются иллюстрации одного художника. Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника, резко отличающего от первого (например, рисунки В.Конашевича и Е. Рачева).
Есть еще и такой прием - дети вспоминают знакомую сказку (например, «Царевну – лягушку»), характеризуют героев, комментируют события. Только после этого иллюстрации различных художников (И. Билибина, К. Кузнецова, Т. Ерёмина).
По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке». Для этого педагог подбирает книги, уже прочитанные и рассмотренные ранее и незнакомые, но иллюстрированные известными детям художниками.
Какова же методика знакомства детей с художниками иллюстраторами?
Читают текст, беседуют по - прочитанному, рассматривают иллюстрации. А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников. Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально, и подгруппами, и индивидуально. Все занятия закрепляются последовательно. Например: если даем лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины Ю. Васнецова. Делаем аппликацию по этой же сказке – и снова нам помогают иллюстрации этого художника. Читаем русские народные сказки и обязательно используем картины – иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачева. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования. Детям очень нравится изображать животных в сказочной обстановке, в человеческой одежде. Нужно давать много иллюстративного материала. Проводим знакомство с народным фольклором в стихотворной форме (загадки, потешки, пословицы, поговорки, считалки), и опять первые помощники – художники иллюстраторы, работающие в этой области (например, Ю. Васнецов
Знакомя ребят с творчеством художников – иллюстраторов, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, а также рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами.
Таким образом, знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объектов в изображении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности иллюстраций в детской книге.
Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе людей, с которым знакомится ребёнок. Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в ...
Презентация на тему: "Значение иллюстрации в детской книге"
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей....
Картотека художников - иллюстраторов и иллюстрации к сказкам и произведениям
Картотека художников - иллюстраторов и иллюстрации к сказкам и произведениям.В пособии представлены портреты известных художников, иллюстрировавших сказки и детские книги. Всего стр. 63. К...
ОПЫТ РАБОТЫ Воструховой Юлии Николаевны Тема: «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста»
Один из распространённых видов изобразительного искусства - аппликация, даёт большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для ...
Иллюстрации в детской книге, ее особенности и роль в развитии ребенка дошкольного возраста
Иллюстрация - это изображение, рисунок, используемый как средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира, одно из первых произве...
Художественно-эстетическое развитие 6-7 лет, «Создать иллюстрации к 3D книге по сказке «Мешок яблок»»
Вырезание несколько симметричных предметов из бумаги - гирлянды сложенной гармошкой....
О важности иллюстрации в детских книгах
Статья адресована воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста и посвящена вопросам ознакомления дошкольников с книжной графикой....