Конспект викторины « В мире слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Борисова Татьяна Ивановна

развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект викторины « В мире слов»

в старшей группе.

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
  • развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Участники: дети старшего возраста 5-6 лет, воспитатель.

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров;   чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов о крылатых выражениях.

Оборудование и материал: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и детали для их украшения, клей, презентация «Крылатые выражения», магнитофон, мультимедийный проектор, экран, медали.

 

Ход.

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.

Инсценировка: стук в дверь, входят три  мальчика.

1 мальчик:  Не сердитесь!

2 мальчик:  Не обижайтесь!

3 мальчик: Не злитесь!

Воспитатель:  Где вы были?

1 мальчик:  Недалеко!

2 мальчик:  Близко!

3 мальчик: Рядом!

Воспитатель:  Присаживайтесь. Как-то  вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова – друзья)

- Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат  и пишутся по-разному)

- Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)

- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)

- Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»

Ребёнок:  

Жура-жура-журавель,

Облетел ты сто морей,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель:  Ребята, назовите наш родной край. ( Татарстан ) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

- Всю неделю мы с вами говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «В мире слов», где и проверим ваши знания.

- И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»

«Приветствие команд»

- Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.

 

           «Знайки»                                                                «Умники»

 - Мы команда «Знайки»                                  - Мы – «Умники», друзья,

 Знайки – не зазнайки,                                      Нам проиграть никак нельзя!

 Соперникам мы шлём привет!                          И с вами мы сразимся,

 И от души желаем –                                        Так просто не сдадимся!

Знать правильный ответ!   

 Наш девиз:                                                                    Наш девиз:

«Знание – это сила!»                                        «Один ум хорошо, а много - лучше!»

1 задание. «Разминка» - зарядка для ума. Отвечать быстро.

 

Для команды «Знайки»                                                 Для команды «Умники»

Назовите:

- русская  национальная мужская одежда                 - русская национальная женская одежда                                                                     

- русская еда                                                            - русские народные сказки

- русские народные игры                                           - русские народные песни

- Раз мы вспомнили русские народные песни, давайте станцуем

хоровод «Ой, то не вечер»

 2 задание Игра «Слова – друзья»

Воспитатель показывает  картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).

- Река бежит (бурлит, журчит, шумит, клокочет, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)

 

3 задание. «Пословицы и поговорки»

- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

 

4 задание.  Игра «Многозначные слова»

 На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

 

5 заданиеИгра «Наоборот»

- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький.  (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

 

6 задание. «Крылатые выражения»

- А сейчас я приглашаю вас в видеозал.

Идёт просмотр презентации, во время которой дети читают стихи, объясняют смысл крылатых выражений.

 

7  задание. «Украшение матрёшки»

- Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская…        (матрёшка)

- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее  и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).

Оценка работ.

- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали   именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

- Подарим эти красивые матрёшки  малышам?

Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания  о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины «В мире электроприборов»

Возраст: старший дошкольный возраст. Обобщать знания детей о бытовых электроприборах, их названиях и правилах пользования; активизировать умения избегать опасные ситуации и по возможности правиль...

Мероприятие «Говори на родном языке» Викторина «В мире слов»

Задачи викторины:закрепить знания о Международном дне родного языка;развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений...

Конспект викторины "В мире электроприборов"

В игровой форме развивать умение детей избегать опасных ситуаций...

Конспект викторины "В мире добрых сказок"

Данный материал будет полезен воспитателям старших  и подготовительных групп....

Конспект мероприятия посвященному «День родного языка» в средней группе. Викторина «В мире слов»

https://ok.ru/group52682999005332/topic/154651385482132: Создать условия для закрепления знания о Международном дне родного языка.Создать условия для развития любви к своей стране, русскому языку...

Конспект викторины «В мире электроприборов» для детей старшего дошкольного возраста

Обобщать у детей знания о бытовых электроприборах,. их назначении и правилах пользования. Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать....

викторина "В мире слов"

конспект викторины...