Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Даже если ребенку исполнилось только два года, нужно внимательно следить за тем, как формируется его речь. Не стоит откладывать этот вопрос на потом. Своевременное выявление задержки помогает быстро исправить ситуацию, подтолкнуть ребенка к усвоению необходимого словарного запаса. В статье разберем, что считать нормой, как контролировать развитие речи у детей 2-3 лет, какие упражнения использовать, чтобы исправить выявленные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться. Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?». К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок), но и просто ради вербального общения.

К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

Но сейчас в мире, где гаджеты занимают ведущую роль в жизни людей, у детей все чаще начали проявляться различные недостатки речи, предлагаю вам ряд упражнений, которые вы легко можете провести дома. Данные советы, при регулярном и постоянном повторении, помогут вам развить речь у ваших малышей.

Самое главное, что необходимо сделать, это свести к минимуму просмотр мультиков и взаимодействие ребенка с гаджетами.

Разговариваем с ребенком, комментируем свои действия, задаем вопросы, побуждаем к разговору.

Описывайте все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп». Еще один пример, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Читайте ребенку стихи и сказки. Чем проще, тем лучше, например «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Поиграйте с ребенком в «Назови предмет». Сначала вы говорите, что изображено на карточке, затем это право передаете малышу. Вы можете спросить: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Если ответ неверный, то нужно мягко поправить ребенка.

Следующий прием — это провокация, или искусственное непонимание ребенка, он состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. И только после перебора нескольких вариантов, можно давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи. Конечно же ребенок будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».

Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Дети в этом возрасте уже должны знать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).  Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то, что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть. Пример: «Сейчас мы будет читать книжку? Что мы будем читать? Что мы будет делать?»

Также постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Например: «Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое… Осенью часто погода бывает холодной, ветреной, дождливой…» Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Психолог Роман Левыкин для развития речи полезно:

Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.

Развивайте кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.

И главное помните, какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и попитательнее его кормить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о нормах речевого развития у детей.

Статья предназначена для родителей, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет....

Нормы речевого развития детей

Буклет для родителей...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Буклет-консультация для родителей Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет...

Нормы речевого развития. Консультационный лист для родителей детей в возрасте до 3-х лет.

Консультационный лист для родителей детей в возрасте до 3-х лет. Нормы речевого развития....