Использование театрализованных игр как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь является одним из важных приобретений ребенка в младшем возрасте. В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми.
Расширяются, обогащаются контакты детей для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьми речь к концу становится важным средством коммуникации, а развитие речи дошкольников одной из самых важных задач.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли или литературный текст оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Художественная литература, расширяя интересы детей, обогащая знания об окружающем их разнообразном мире, дает также содержание многим детским играм.
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.
Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано.
Игра - один из основных видов детской деятельности, очень привлекательной для дошкольников. Среди разнообразных детских игр театрализованная игра выделяется как своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Источником для нее служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети четвертого года жизни быстро запоминают слова персонажей, иногда делают попытки к импровизации. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать и воспроизводить услышанное.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и организовать работу с использованием театрализованных игр, а также экспериментально проверить эффективность ее влияния на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе использования театрализованных игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование театрализованных игр будет способствовать развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- темы театрализованных игр близки детям и имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье;
- игровая деятельность будет организована таким образом, что осуществляется постепенный переход от наблюдения ребенком театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы описать особенности развития связной речи детей младшего дошкольного возраста при условии использования театрализованных игр.
2. Проверить уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;
3. Подобрать и апробировать театрализованные игры как одно из средств развития связной речи детей младшего дошкольного возраста;
4. В рамках эксперимента оценить эффективность влияния организованной работы с использованием театрализованных игр на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Психолого-педагогический эксперимент.
3.Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...
Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...
Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Овладение родной речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, пото...
Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Очень важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Одним из таких условий выступает театрализованная деятельность....