Доклад на тему: «Инновационные технологии для развития речи дошкольников».
статья по развитию речи (средняя группа)
Доклад на тему: «Инновационные технологии для развития речи дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-innovatsionnye_metodiki_razvitiya_rechi.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Родниковская средняя школа № 32- филиал «Детский сад №49»
Доклад на тему:
«Инновационные технологии для развития речи дошкольников».
Седина Юлия Вячеславовна,
воспитатель
2022 г.
Инновационные технологии для развития речи дошкольников.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы:
- здоровьесберегающие технологии;
- ТРИЗ-технологии;
- метод проектирования;
- метод моделирования;
- ИКТ-технологии;
- технология мнемотаблиц;
- педагогическая арт-терапия;
- синквейн.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Задача - сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Технологии обучения здоровому образу жизни | Коррекционные технологии |
- Стретчинг - Динамические паузы - Подвижные и спортивные игры - Релаксация - Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др) - Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая | - Физкультурные занятия - Проблемно-игровые игротренинги, игро- терапия - Коммуникативные игры - Серия занятий «Уроки здоровья» - Точечный самомассаж | - Технологии музыкального воздействия - Арт-терапия - Сказкотерапия - Технологии воздействия цветом -Психогимнастика - Фонетическая ритмика |
Все игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
«Технология ТРИЗ» системность мышления и развитие творческого потенциала.
Т -теория
Р - решения
И – изобразительных
З – задач
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Технология ТРИЗ |
Речевое развитие Формирование и активизация словаря. Развитие связной речи. Активизация общения, развития диалогической речи. Развитие умения задавать вопросы. Словотворчество и сочинительство. Подготовка к обучению грамоте. | Познавательное развитие Расширение кругозора. Формулирование и разрешение противоречий. Умение классифицировать, обобщать, делать выводы. Систематизация знаний по математике, экологическому воспитанию и социальной действительности. | Творческое развитие Умение находить нестандартные решения. Находить выходы из противоречивых ситуаций. Не боятся давать ответы, строить предложения, отстаивать свою точку зрения. Уметь сужать поле деятельности для решения поставленных задач;. Проявлять творчество в различных видах деятельности. |
Принципы построения занятий:
1. при минимуме сообщения информации – максимум рассуждений;
2. предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм;
3. активизация творческого воображения;
4. использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
5. подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.
Самое главное - обращать внимание ребенка на интересные вещи,
не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты - в общем - воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
«Метод проектирования» в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка;
- исходный пункт: познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;
- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проект – это «пять П»:
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация (защита).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными; длительными.
Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?
Что мы узнали?
«Метод моделирования» Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.
Цель моделирования– обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер, прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы.
Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта.
Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка.
Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни.
Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления.
Одновременно можно использовать модели только одного вида.
Последовательности действий с моделями:
- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная со средней группы);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:
- конкретными (отображающие структуру данного объекта);
- обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);
- условно – символическими (передающими не наглядные отношения).
« ИКТ-технологии» Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой (использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия).
2. Занятие с компьютерной поддержкой (чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ).
3. Диагностическое занятие (для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам).
«Технология мнемотаблиц» Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Основные задачи мнемотехники:
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
- развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
- воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
«Педагогическая арт-терапия» Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д
Задачи арт-терапии:
- развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии;
- использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения;
- расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию;
- стимулировать креативность, оригинальность мышления;
- развивать уверенность в себе;
- гармонизировать эмоциональное состояние;
- способствовать развитию детского коллектива
Виды арт-терапии для дошкольников:
Изотерапия - работа с использованием методов изобразительного искусства.
Цветотерапия - развитие чувственной сферы ребёнка, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Фототерапия - применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности
Игротерапия- использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности.
Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление.
Вокалотерапия - использование Голоса как уникального музыкального «инструмента», данный человеку самой Природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения
Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д.
«Синквейн» Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».
Педагоги же вольно переводят это загадочное слово, как «пять вдохновений», поскольку каждый дошкольник может почувствовать себя творцом.
Синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Какие правила сочинения синвейна?
Первая строка стиха - тема дидактического синквейна, слово-предмет. По части речи - это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Вторая строка – два слова-признака. По части речи - это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Если тема синквейна «ПТИЦА», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая, но не скажет поющая». Это слово, скорей всего, он отнесет к третьей, следующей строке стиха, где придумает так: «Птица (что делает) поет».
Третья строка – три слова-действия. По части речи - это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?
Четвертая строка - целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.
Пятая строка содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.
Заключение
Познавательно - речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
- повышению качества образования;
- повышению квалификации воспитателей;
- применению педагогического опыта и его систематизации;
- использованию компьютерных технологий воспитанниками;
- сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников
Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...
Инновационные технологии по развитию речи дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест. В условиях реализации нового стан...
Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"
Инновационные технологии в развитии речи дошкольников...
Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""
Одним из основных показателей уровня развития умственных и познавательных способностей ребенка считается богатство его речи. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении...
Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»
Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»...
Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задач...
Консультация для родителей старшей группы на тему: « Инновационные технологии для развития речи дошкольников».
Инновационные технологии для развития речи дошкольников...