Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?
статья по развитию речи
Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким образом осуществляется развитие связной устной и письменной речи?
Связная речь является наиболее сложной стороной речи, так как характеризуется и осложняется смысловой, структурной и языковой связками частей речи. Можно сказать, что связная речь представляет собой единое, сложное целое, совокупность двух и более групп предложений, подчиненных единой тематике, имеющих четкую структурированность и специальные обусловленные языковые средства выражения и подчеркивания эмоционального состояния.
Таким образом, связная речь в отличие от простого предложения, служит более глубинным целям коммуникации разного уровня, что и вызывает основные сложности в ее употреблении.
Владение связной речью является определенной способностью детей воспринимать речь, а также создавать на ее основе самостоятельные высказывания в условиях конкретной ситуации общения.
Являясь одной из важнейших психических функций, связная речь стимулирует общее детей разных возрастных категорий, развивая их логическое и образное мышление, воображение, эмоции. Умение подмечать характерные особенности предметов и явлений формируется в процессе развития речи.
В разных ситуациях связная речь может выступать в различных формах. Письменная и устная формы связной речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) - в устной речи и краска (буквы) - в письменной речи.
Развитие связной письменной речи, в отличие от устной, требует от учащихся большего контроля, предъявляя характерные требования в выстраивании фраз, отборе лексики, использовании грамматических форм речи. Письменная же речь -это речь подготовленная, которая может поддаваться исправлению, совершенствованию. Ее дальнейшее развитие способствует повышению общей языковой и речевой культуры.
Развитие письменной речи является эффективным методом совершенствования связной речи по следующим признакам:
- письменная речь занимает особое место в деятельности как наиболее сложная форма речевой деятельности;
- ее развитие совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу;
- она является инструментом в постижении своего «я» и окружающего мира, обладает возможностями для раскрытия себя как личности.
Развитие устной речи способствует:
-изменению характера прерывистости устной речи;
-имеющиеся паузы могут свидетельствовать о поисках лучшего варианта для выражения мысли, не вызывая срыва начатой речевой конструкции;
-преодолевается интонационная нерасчлененность речи;
-развивается интонация целого текста, умение найти тон, соответствующий содержанию и назначению устных высказываний.
Таким образом, развитие связной устной и письменной речи, происходит на уровне функциональных разновидностей, отводя особое значение речи как средству познания, сохранения и передачи информации, а также как средству коммуникации, самосознания. Самовыражения и проявления своей индивидуальной творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной устной речи у старших дошкольников ДОУ
В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.•Снижается уровень бытовой культуры•Бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров•Насаждение телевиз...
Факторы, способствующие развитию устной и письменной речи детей дошкольного возраста.
В данной статье рассматриваются основне факторы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста....

Воспитываем мужчину: с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне «мужские качества»? Статьи / Психологическое просвещение Воспитываем мужчину с какого возраста и каким образом начать развивать в сыне мужские качества Когда в семье появляетс
Когда в семье появляется мальчик, то папа ждёт, что из него вырастет друг и соратник, а мама надеется видеть в сыне помощника и защитника.Но как воспитать из маленького человека настоящего мужчину?...

ОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ и КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
Цель программного содержания: Пересказ текстов (сказок) по серии сюжетных картин, на основе интеграции разных видов деятельности и областей знаний....

Исследовательский проект "Влияние мелкой моторики на развитие устной и письменной речи"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию пальцев рук, развить речевую деятельность и письменную речь, что волнует детей, воспитателей и родителей, ...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....