Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста
статья по развитию речи

Голубева Елена Александровна

Развитие речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста»

 Воспитатель 1 младшей группы

МБДОУ «Детский сад №345»

                                                                                           Голубева Елена Александровна

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Главным считаю в своей работе - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности.

Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.

Для этой цели в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Тридесятое царство». В сказочном уголке полумрак, загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.

Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.

«Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз наших занятий. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

  1. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
  2. К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».

Таким образом, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.

Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству.

В результате дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки. Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомлю детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол-бибабо, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Куклы бибабо, пальчикового театра позволяют усложнить движения кисти.

Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы и действуют, но для многих детей это серьёзное испытание, им легче говорить от лица куклы. Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой.

Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь. С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то, как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня».

Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить».

Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Консультация на тему: «Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста».

Материал может использоваться для сообщения на педагогическом совете для воситателей или как информация для родителей....

Консультация для родителей "Роль книги в развитии речи детей раннего возраста"

Через сказку дети начинают сочувствовать и сопериживать, а также они наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.      Когда детям читают народные потешки...

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

консультация "Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста."

Консультация "Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста".Воспитатель:Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...

Роль русской Народной сказки в развитие речи детей раннего возраста

Актуальность темы:Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого вос...