консультация "Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста."
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Койносова Елена Станиславовна

Консультация "Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста".Воспитатель:Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_rechi_detey.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Роль сказки в развитии речи детей»

Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна                       МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

 

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

 К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.

 Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.

 Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к на учению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

 Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: частушек, потешек, стихов и сказок»

 Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование загадочно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. 

     Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра. 

Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. Также очень важно, чтобы ребенок разговаривал не только правильно, но при этом еще и эмоционально, образно, красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста».

Материал может использоваться для сообщения на педагогическом совете для воситателей или как информация для родителей....

Консультация для родителей "Роль книги в развитии речи детей раннего возраста"

Через сказку дети начинают сочувствовать и сопериживать, а также они наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.      Когда детям читают народные потешки...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».  «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум....

консультация "Роль потешки в развитии речи детей раннего возраста."

Консультация  "Роль потешки в развитии речи детей раннего возраста " Койносова Елена Станиславовна  Воспитатель  МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...

Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста...

Роль русской Народной сказки в развитие речи детей раннего возраста

Актуальность темы:Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого вос...