"Дом и его части"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект заняти "Дом и его части" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dom_i_ego_chasti.docx | 66.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дом и его части»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей о своём доме;
- уточнить и обогатить знания о своём месте жительства (домашний адрес, количество этажей в доме, этаж, на котором находится квартира ребёнка;
- знания о частях дома, назначение комнат в квартире;
- упражнять в образовании сложных прилагательных, закрепить образование относительных прилагательных, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
- пополнять активный словарь антонимами; упражнять детей в умении выделять первый и последний звуки в словах, развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- продолжать развивать навыки звукового анализа слов; совершенствовать оптико – пространственные представления, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение, пополнять словарь, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять предложения и схемы к ним, закрепить разницу между понятиями «слов», «предложение», совершенствовать умение употреблять предлоги, уметь отделять их от существительного, совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- вызывать радость от выполнения заданий; развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление .
Ход занятия
Организационный момент
1 слайд Дорогие ребята, давайте сядьте поудобнее, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. (скороговорка, самомассаж карандашами)
Посмотрите, перед вами лежат листочки и простой карандаш, мы свами будем рисовать картину. Получившийся рисунок будет темой нашего занятия. (Графический диктант «Дом»)
Поднимите правую руку, а теперь левую руку (повторение направо - налево, вверх - вниз).
Это ручка правая, это ручка левая,
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Посмотри моя ладошка, как веселая гармошка:
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
1,2,3 я играю, посмотри (закрепление).
Надо быть очень внимательными, чтобы не ошибиться, и тогда вы нарисуете правильную картинку.
Правильно. Тема нашего занятия «Дом и его части». 2 слайд
Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены. Скажите, а зачем людям нужны дома? А как вы думаете, что бы было, если бы домов не было? (дети отвечают на вопросы)
Дидактическая игра: «Назови жильё» 3-6 слайды
Давайте мы с вами поиграем в игру. Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я назову сказочного героя а вы, должны будете мне сказать, какое у него жильё, и если вы правильно назовёте, появиться нужное нам жилище.
- Где жили Баба Яга, звери, которые решили, построит себе домик, Царь, Снежная королева. (Избушка на курьих ножках, Теремок, Дворец, Ледяной замок).
- А в каком доме вы живёте? Назовите свой адрес.
7 слайд. Посмотрите, какие разные бывают дома.
Детям предлагается рассмотреть многоэтажные дома, небоскрёбы, одноэтажные частные дома, коттедж, особняк, хату.
Видите, какие разные могут быть дома. В одних домах живут люди, в других располагаются офисы; одни дома находятся в городе, другие в селе. Давайте поиграем с вами в игру…
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Одноэтажный дом – многоэтажный дом
Высокий дом – низкий дом
Большой дом – маленький дом
Старый дом – новый дом
Далекий дом – близкий дом
- Да, дома действительно разные, но у всех домой есть определённые части, без которых дома просто не может быть. Дети называют части дома: окно, дверь, лестница, фундамент, стена, крыша, труба, балкон, лифт, крыльцо, квартиры … 8 слайд
- В каждом доме или квартире (если дом многоквартирный), есть комнаты. Их может быть одна или несколько. В зависимости от количества комнат квартиры бывают:
1 комната - однокомнатная квартира
2 комнаты - двух комнатная квартира
3 комнаты - трёх комнатная квартира
4 комнаты - четырёхкомнатная квартира
5 комнат - пятикомнатная квартира
- А какие комнаты чаще всего бывают в наших домах?
Ответы детей: спальня, детская комната, гостиная, ванная комната, кухня. 9 слайд
- Назовите мне части, которые есть в каждой комнате.
Ответы детей: пол, потолок, дверь, окно, стена.
Пальчиковая игра «Мебель»
Детям предлагается отгадать загадку:
Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек копытца.
Трое их — и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросёнка)
А вспомните, какие дома были у поросят?
Ответы детей: деревянный, кирпичный, соломенный. 10 слайд
Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого материала они построены.
Дидактическая игра: «Скажи какой?»
- Если построен из кирпича? Кирпичный.
- Если дом построен из панелей? Панельный.
- Если дом построен из блоков? Блочный
- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из стекла? Стеклянный
- Если дом построен из дерева? Деревянный
- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
- Если дом сделан из ткани? Тканевый
- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый
- Если дом сделан из бумаги? Бумажный
- Если дом сделан из картона? Картонный
- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый
- Если дом сделан из пряников. Пряничный
- Если дом сделан изо льда? Ледяной
- Если дом сделан из снега? Снежный
Однажды на улице родился дом. И стал расти. Рос - рос и вырос. 11 слайд
Сначала он был одноэтажным, потом двухэтажным, затем трехэтажным, четырёхэтажным… десятиэтажным! Теперь это не домик, а многоэтажный домище. Он вырос, потому что его построили строители. И было в этом доме много …
Этажей, окон, лестниц
Квартир, стен, потолков
Балконов, подъездов, дверей, комнат.
Детям предлагается сосчитать количество этажей в доме и сказать, какой это дом по количеству этажей.
Дидактическая игра: «Назови родственные слова»
А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы помним, что это те слова которые звучат, похоже и связаны друг с другом по смыслу.
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил…(дом).
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой ... (домище).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома ... (домовой).
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный ... (домовитый).
Мох, калину, зверобой –
Все из леса нес ... (домой).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас ... (домашний).
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда ... (дома).
Всех встречал радушно гном.
Все любили этот ... (дом). И. Лопухина
А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ?
Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ.
Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД.
А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ).
Молодцы, расскажите мне, о чем мы с вами сегодня беседовали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник словесных игр для детей с нарушениями речи (1 часть - старшая группа, 2 часть - подготовительная группа)
Описанные в сборниках речевые игры могут проводится с детьми как в детском саду, так и дома под руководством родителей....
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...
Презентация "Сказка о глупом мышонке" часть 1, часть 2
С.Маршак "Сказка о глупом мышонке", замечательные иллюстрации Т.Зебровой, рекомендую использовать и родителям, и воспитателям:часть первая (15 слайдоа),часть вторая (17 слайдов)....
Животный мир леса весной. (в2-х частях) 1 часть. «После зимней спячки»
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной....
Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны »
Познакомить детей с изменениями в жизни животных в весенний период....
Презентация (часть первая и часть вторая) к конкурсу "Преданье старины глубокой" - номинация "Святки""
Материалы презентации подготовлены совместно с педагогом Гореликовой Т.В. содержат детские работы по теме "Рождество встречаем, песнями, колядками славим...", Рождественские обычаи, традиции, приметы....
«Почему дети часто болеют и можно ли использовать закаливающие процедуры, если ребенок часто болеет»
Консультация для родителей...