"Дом и его части"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Владимировна Утеева

Конспект заняти "Дом и его части" . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dom_i_ego_chasti.docx66.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дом и его части»

Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания детей о своём доме;
  • уточнить и обогатить знания о своём месте жительства (домашний адрес, количество этажей в доме, этаж, на котором находится квартира ребёнка;
  • знания о частях дома, назначение комнат в квартире;
  • упражнять в образовании сложных прилагательных, закрепить образование относительных прилагательных, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
  • пополнять активный словарь антонимами; упражнять детей в умении выделять первый и последний звуки в словах, развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
  • продолжать развивать навыки звукового анализа слов; совершенствовать оптико – пространственные представления, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение, пополнять словарь, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять предложения и схемы к ним, закрепить разницу между понятиями «слов», «предложение», совершенствовать умение употреблять предлоги, уметь отделять их от существительного, совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
  • вызывать радость от выполнения заданий; развивать мелкую моторику, совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление .

Ход занятия

Организационный момент

 1 слайд Дорогие ребята, давайте сядьте поудобнее,  посмотрите друг на друга  и улыбнитесь. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.                           (скороговорка, самомассаж карандашами)

Посмотрите, перед вами лежат листочки и простой карандаш, мы свами будем рисовать картину. Получившийся рисунок будет  темой нашего занятия. (Графический диктант «Дом»)https://fsd.multiurok.ru/html/2021/01/13/s_5fff0fb8110cd/1612056_1.jpeg

Поднимите правую руку, а теперь левую руку (повторение направо - налево, вверх - вниз).

Это ручка правая, это ручка левая,

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Посмотри моя ладошка, как веселая гармошка:

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.

1,2,3 я играю, посмотри (закрепление).

Надо быть очень внимательными, чтобы не ошибиться, и тогда вы нарисуете правильную картинку.

Правильно. Тема нашего занятия «Дом и его части». 2 слайд

Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены. Скажите, а зачем людям нужны дома? А как вы думаете, что бы было, если бы домов не было? (дети отвечают на вопросы)

Дидактическая игра: «Назови жильё»  3-6 слайды

Давайте мы с вами поиграем в игру. Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я назову сказочного героя а вы, должны будете мне сказать, какое у него жильё, и если вы правильно назовёте, появиться нужное нам жилище.

- Где жили Баба Яга, звери, которые решили, построит себе домик, Царь, Снежная королева.  (Избушка на курьих ножках, Теремок, Дворец, Ледяной замок).

- А в каком доме вы живёте? Назовите свой адрес.

 7 слайд. Посмотрите, какие разные бывают дома.

Детям предлагается рассмотреть многоэтажные дома, небоскрёбы, одноэтажные частные дома, коттедж, особняк, хату.

Видите, какие разные могут быть дома. В одних домах живут люди, в других располагаются офисы; одни дома находятся в городе, другие в селе. Давайте поиграем с вами в игру…

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Одноэтажный дом – многоэтажный дом

Высокий дом – низкий дом

Большой дом – маленький дом

Старый дом – новый дом

Далекий дом – близкий дом

- Да, дома действительно разные, но у всех домой есть определённые части, без которых дома просто не может быть. Дети называют части дома: окно, дверь, лестница, фундамент, стена, крыша, труба, балкон, лифт, крыльцо, квартиры … 8 слайд

- В каждом доме или квартире (если дом многоквартирный), есть комнаты. Их может быть одна или несколько. В зависимости от количества комнат квартиры бывают:

1 комната - однокомнатная квартира

2 комнаты - двух комнатная квартира

3 комнаты - трёх комнатная квартира

4 комнаты - четырёхкомнатная квартира

5 комнат - пятикомнатная квартира

- А какие комнаты чаще всего бывают в наших  домах?

Ответы детей: спальня, детская комната, гостиная, ванная комната, кухня. 9 слайд

- Назовите мне части, которые есть в каждой комнате.

Ответы детей: пол, потолок, дверь, окно, стена.

Пальчиковая игра «Мебель»

Детям предлагается отгадать загадку:

Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком, вместо туфелек копытца.

Трое их — и до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?   (Три поросёнка)

А вспомните, какие дома были у поросят?

Ответы детей: деревянный, кирпичный, соломенный. 10 слайд

Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого материала они построены.  

Дидактическая игра: «Скажи какой?»

- Если построен из кирпича? Кирпичный.

- Если дом построен из панелей? Панельный.

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный

- Если дом построен из бетона? Бетонный

- Если дом построен из стекла? Стеклянный

- Если дом построен из дерева? Деревянный

- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

- Если дом сделан из ткани? Тканевый

- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

- Если дом сделан из бумаги? Бумажный

- Если дом сделан из картона? Картонный

- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый

- Если дом сделан из пряников. Пряничный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

- Если дом сделан из снега? Снежный

Однажды на улице родился дом. И стал расти. Рос - рос и вырос. 11 слайд

Сначала он был одноэтажным, потом двухэтажным, затем трехэтажным, четырёхэтажным… десятиэтажным! Теперь это не домик, а многоэтажный домище. Он вырос, потому что его построили строители. И было в этом доме много …

Этажей,  окон, лестниц

Квартир, стен, потолков

Балконов, подъездов, дверей, комнат.

Детям предлагается сосчитать количество этажей в доме и сказать, какой это дом по количеству этажей.

Дидактическая игра: «Назови родственные слова»

А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы помним, что это те слова которые звучат, похоже и связаны друг с другом по смыслу.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил…(дом).

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал ... (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой ... (домище).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома ... (домовой).

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный ... (домовитый).

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес ... (домой).

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас ... (домашний).

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда ... (дома).

Всех встречал радушно гном.

Все любили этот ... (дом).              И. Лопухина

А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ?

Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ.

Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД.

А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ).

Молодцы, расскажите мне, о чем мы с вами сегодня беседовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник словесных игр для детей с нарушениями речи (1 часть - старшая группа, 2 часть - подготовительная группа)

Описанные в сборниках речевые игры могут проводится с детьми как в детском саду, так и дома под руководством родителей....

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Презентация "Сказка о глупом мышонке" часть 1, часть 2

С.Маршак "Сказка о глупом мышонке", замечательные иллюстрации Т.Зебровой, рекомендую использовать и родителям, и воспитателям:часть первая (15 слайдоа),часть вторая (17 слайдов)....

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 1 часть. «После зимней спячки»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной....

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны »

Познакомить детей с изменениями в жизни животных в весенний период....

Презентация (часть первая и часть вторая) к конкурсу "Преданье старины глубокой" - номинация "Святки""

Материалы презентации подготовлены совместно с педагогом Гореликовой Т.В. содержат детские работы по теме "Рождество встречаем, песнями, колядками славим...", Рождественские обычаи, традиции, приметы....