Игры и упражнения, способствующие выработки навыков правильного произношения звуков в словах
консультация по развитию речи (средняя группа)
Какие игры необходимо проводить с детьми для правильного звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, способствующие выработке у дошкольников навыков правильного произношения звуков в словах.
Сусметова Марина Николаевна, воспитатель
высшей категории
СП ДС «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка
м.р.Кинельский Самарской области
E-mail: susmetova-marina@mail.ru
С самого рождения ребенок слышит множество разных звуков: музыка, речь людей, пение птиц, крики животных, шум транспорта и др. Но из всех звуков, лишь речь людей служит целям общения ребенка с взрослыми. Мы, взрослые, должны помочь ребенку выработать хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение слов, а также совершенствовать фонематический слух.
Внятность и чистота речи зависит от многих факторов. В первую очередь от состояния и подвижности речевого аппарата.
В последнее время у многих детей имеются проблемы в звукопроизношении, чтобы исправить эти дефекты нужно очень много и кропотливо над этим работать. Мне на протяжении многих лет помогают в этом игры и упражнения, направленные на формирование правильного звукопроизношения, которые включают в себя звуковые шутки, занимательные задачи-задания, игры-рифмовки, игры-драматизации, музыкальные игры. В результате применения таких игр, у детей исправляются дефекты в произношении, а также дети учатся слышать и выделять в любом слове все звуки, ориентироваться в звуковом строении слова.
Необходимым условием успешности коррекционной работы является систематичность выполнения данных игр.
Игры и упражнения рекомендуется проводить не реже 2 раз в неделю по 10-12 минут в утренние и вечерние часы, а также на прогулках или как часть занятия по развитию речи.
Ознакомление дошкольников со звуковой стороной слова -это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя родного языка
Цель данных ниже упражнений – развивать четкое и правильное произношение звуков в словах и фонематическое восприятие.
Вспомним разные слова или Телефон
Цель- упражнять в четком назывании слов и правильном произнесении звуков.
Ход игры
Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его. Следующий ребенок говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему и т.д. Так все дети должны произнести по одному слову по очереди. Нельзя повторять уже сказанные слова. Воспитатель следит за четким и правильным произношением звуков в словах.
Стоп, игра!
Цель – способствовать правильному звукопроизношению, развивать умение составлять описательный рассказ
Ход игры
Воспитатель совместно с детьми договаривается о ком или о чем будет идти разговор. Можно взять игрушку, либо картинку и поставить ее в центр круга. Дети становятся вокруг данного объекта. Это игра-эстафета. Ведущий дает мячик в руки ребенку, и затем дети передают его по кругу друг другу.
Ведущий говорит: «Будем говорить про зайчика. Какой он?»
Как только ведущий говорит: «Стоп игра!». Тот ребенок, у кого мяч остался в руках, должен ответить на вопрос прилагательным.
Затем можно предложить другое задание: «А теперь мы будем подбирать слова, что заяц может делать» (подбор «слов-глаголов»).
В итоге, можно составить рассказ про зайца. Аналогично может быть проведена игра по подбору слов для характеристики автомобилей, растений, птиц, насекомых и т.д.
Подумай и скажи
Цель - развивать умение подбирать похожие по звучанию и по смыслу слова
Ход игры
Воспитатель говорит о том, что дети уже умеют находить и четко и ясно произносить разные слова, но есть слова, которые звучат похоже и близки по смыслу, например, жучок, паучок, сверчок.
Произнесите эти слова, Что вы заметили? (эти слова похожи и по звучанию и по смыслу)
А теперь произнесите – малина, резина. Что о них можно сказать? (похожи по звучанию, а по смыслу разные)
Сейчас мы с вами будем подбирать слова похожие по звучанию.
Например, (воспитатель ставит какую-либо игрушку перед детьми: птичка, мишка, лиса и др.)
Мишка-шишка, сынишка
Птичка-страничка, невеличка т т.п.
Это правда или нет?
Цель - развивать логическое мышление, правильное произношение
Ход игры
Педагог читает детям отрывки произведений и спрашивает: «Может так быть или нет?»
Н-р,
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
в Мышеловку посадили.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Можно попросить ребенка придумать небылицу.
Например, А правда ли что у мальчиков есть косички или растут ли грибы на березе. (Объяснить почему?) [1,с.104].
Ушки на макушки?
Цель- развивать внимание, слуховое восприятие
Ход игры
Вызывается 3 ребенка. Становится к детям спиной. Воспитатель говорит: «Я сейчас буду назвать слова. А вы будете поднимать руку лишь тогда, когда услышите звук (Ж, С, Ш и т.д). Остальные дети следят за тем, правильно ли вызванные дети выполнили задание. В конце выделяют самого внимательного ребенка, который не допустил ни одной ошибки. [2,с.77].
Вкусное слово
Цель – развивать логическое мышление, речевой слух.
Ход игры
Воспитатель объясняет детям, что они сегодня идут на день рождение к Маше и должны принести в подарок ей вкусное слово. Каждый придумывает свое слово, а затем дарят Маше, произнося его вслух. Если слово повторяется, то Маша говорит о том, что ей уже подарили это слово и тогда ребенок придумывает другое.
Затем можно аналогично придумать горькое слово, кислое, холодное, доброе и т.д.
Купи игрушку
Цель- совершенствовать звукопроизношение, развивать связную речь.
Ход игры
Игра в магазин игрушек.
Дети продавцы и 1 ребенок покупатель. Ребенок придумывает, какую игрушку он хочет купить, а продавцы должны отгадать про какую игрушку говорит ребенок.
Все игрушки стоят на прилавке. Ребенок заходит в магазин, здоровается и говорит: «Мне нужно игрушка вот такая…» и описывает ее (она мягкая, у нее длинные уши, стоит на верхней полке)
-или у нее 4 колеса, перевозит грузы, красного цвета.
Если продавцы не отгадают, то покупатель описывает характерные признаки той или иной игрушки, пока не отгадают.
Литература:
1..Максакова А.И., Тумакова Г.А. «»Учите, играя» Пособие для воспитателей дет.сада.-2-е изд., М; Просвещение, 1999г.-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.
презентация для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.
Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...
Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....
Формирование навыка правильного произношения звука Л
Ребенку скоро пять лет, а он не может правильно сказать [Л]?Скорее всего у него не сформирован артикуляционный уклад, необходимый для произнесения этого звука.Помогут в решении этой проблемы специальн...
Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков...
«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
В статье представлены игры и упражнения по возрастам детей, по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.....