Картотека игр к лексической теме «Домашние животные» в группе раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Кукшина Надежда Константиновна

В картотеку включены игры на развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций, развитие понимания речи, развитие активной речи и на развитие ручной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_k_leksicheskoy_teme_domashnie_zhivotnye.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр к лексической теме «Домашние животные» в группе раннего возраста

Развитие слуховых ориентировочных реакций

Дети сидят на ковре, перед ними стоит домик, вдруг раздаётся мяукание.

Воспитатель: Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Кто это? Кошечка!  Вот она (показывается из-за домика, мяукает, дети ее гладят).

Раздаётся лай. Из-за домика выходит щенок.

Воспитатель читает стишок:

У щенка 4 лапы,

Ушки и забавный хвост,

Он пушистый и лохматый, и меня он лижет в нос.

Дети гладят щенка и играют.


Дети располагаются по всей групповой комнате кто на ковре, кто за столом. Вдруг раздаётся мяукание. Задача детей найти источник звука.

Воспитатель говорит:

- ой, да это кошечка к нам пришла, где же она прячется?

После того как кошку дети обнаружили, можно с ней поиграть, погладить, покормить.

- Покажите, как кошка показывает язычок, лакает молочко, облизывается, улыбается, зевает.

«Кто прячется в домике» малышу потребуется умение различать на слух и находить соответствующее животное.

На столе или на ковре стоит домик(макет), в домике спрятаны игрушки.

Воспитатель говорит: «В этом домике спрятались игрушки. Давай ты будешь выводить из домика те игрушки, которые будут подавать голос. Только внимательно слушай, кто так говорит- мяу-мяу?

Малыш «выводит» игрушку из домика. Взрослый продолжает: «А теперь выведи из домика того кто кричит гав-гав…и т д

Развитие понимания речи

Воспитатель обращает внимание детей:

- А посмотрите кто к нам пришел. Это кошка, ее зовут Мура. Давайте позовем кошку по имени, скажем: «Мура».
Вам нравится кошка Мура? Да, красивая кошка. Мордочка у кошки усатая. Покажите, где у кошки усы. Что еще есть у кошки на голове? Глазки, ротик, ушки. Покажите их.
А какая мягкая у кошки шубка. Погладьте кошку ладошками. Какая на ощупь у нее шубка? Мягкая.
А чтобы бегать и прыгать кошке нужны … что? Лапки нужны кошке. Чтобы бегать и прыгать.
И еще у кошки есть вот что. Что это? Это хвост.

«Потопали, похлопали»

Можно организовать весёлые подвижные игры, включающие в себя выполнение различных инструкций. Например, предложить детям: «Давайте поиграем в зайчиков. Как прыгает зайчик?» воспитатель изображает его прыжки, прижав согнутые в локтях руки к груди. Подражая воспитателю, малыши начнут прыгать и повторять: «Прыг-скок!» Затем говорит: «А теперь вы медвежата. Потопайте ножками, как медвежата», «А теперь вы птички, помашите крылышками», «А теперь — как будто мы спим, закройте глазки», «А теперь похлопайте!»… «А теперь потопайте»… «А теперь попрыгайте»… «Поднимите ручки вверх!» и т.п.

Эта игра предполагает постепенное усложнение выполнения инструкции. Сначала дети действуют вместе со взрослым, ориентируясь на заданный им образец движений, а затем самостоятельно (взрослый только произносит слова)

Игра с котёнком.

Котёнка на руки возьми и повыше подними.
потом лапочкой одной помаши над головой.
Котёнка на пол положи и вокруг гулять иди.
По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Котёнок все сидел и ждал, никуда не убежал.
На руки его возьми, крепко-крепко обними.
Котёнку хочется поспать, котёнка надо укачать:
«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».

Развитие активной речи

Воспитатель предлагает детям игрушки или самим изображать различных животных, читает стихи, побуждая к повторению концовки.  Гуси ходят поутру

 По широкому двору, Беспокоятся, кричат,

 Не сочтут никак гусят.

Га-га-га!

Нам дороги всюду гладки,

Мчусь я вихрем без оглядки,

 Звонко топают лошадки:

 Топ-топ-топ!

 Шею выгнул красный конь.

Хвост и грива, как огонь!

 Я ему кричу: Гоп, гоп!

Я на нём скачу: Топ-топ

У воспитателя в руках синий трактор с прицепом, в прицепе сидят разные домашние животные. Воспитатель поёт песню «Синий трактор»:

По полям, по полям
Синий трактор едет к нам.
У него в прицепе кто-то песенку поет!

Мяу-мяу-мяу

Мяу-мяу-мяу
А ну, малыш, давай!
Попробуй - отгадай
Кто же, кто же, кто же, кто же
Песенку поет?!
воспитатель побуждает петь вместе с ней, на последних строчках достаёт из прицепа кошечку и говорит (если дети затрудняются) это кошка. Игра продолжается.

Воспитатель ставит на стол домик и подзывает детей: «Посмотрим, кто в домике живёт?» Снимает  «крышу» с домика и вместе с малышами достаёт и рассматривает находящиеся в нём игрушки. Воскликает с удивлением: «Смотрите-ка, козочка!» «Мэ-мэ-мэ. Вот как она говорит. Теперь козочка пошла погулять!» Передвигает игрушку по столу, разыгрывая разные действия козочки и называя их (козочка прыгает, козочка бодается и пр.).  Задаёт вопрос: «А кто там ещё?» Загляните в домик и достаньте следующую игрушку: «Кто же это?» Кто-то из детей называет её. Повторите: «Правильно, собачка!» И т.

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Чтение стихотворения «Кошкин дом» с показом иллюстраций

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка - с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!

Инсценировка «Потушим кошкин дом»

(Воспитатель набрасывает на домик из строительного материала платок красного цвета и подергивает его). 

Ой, какой огонь! Загорелся дом нашей кошки. Нужно срочно тушить огонь.
Скорее берите в руки ведра. Ковшики, кастрюли и бегите тушить кошкин дом. (Воспитатель показывает как нужно взять ведро, донести его до домика и перевернуть, как будто выливая воду. Когда все дети выполнят задание убрать красный платок с домика - «потушили огонь»). 

«А где котята?»

Наелись котята и решили пошалить — залезли на стол. Отнесите своих котят на стол. 
Ай-ай-ай! Котята, нельзя сидеть на столе! Испугались котята, того, что мы их поругали и спрятались под стол. Посадите котят под стол.
Ладно, котята, вылезайте и садитесь рядом с мольбертом. Посадите котят рядом с мольбертом.
Захотели котята от нас спрятаться за скамейкой. Посадите котят за скамейку.
Устали котята, захотели спать. Уложите котят спать на подушки.

Развитие ручной моторики

 «Каша для котят»

- В этой кастрюле каша для котят. Накормите своих котят, возьмите ложку, зачерпните кашу и положите на тарелку. Вот так. (Показ воспитателя). Кушайте котята кашу и подрастайте. (Вместо каши, можно накормить котят рыбкой, которую дети «вылавливают» из емкости с пшеном).

«Пирожки для кошки»

Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили.
(Имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки
(Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки.
(«Защипываем» воображаемые пирожки с помощью пальчиков обеих рук)

Пирожки с рыбешкой - 
Угощенье кошкам!
(Прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки»)

  «Пирожки»

Кошка с котятами очень любят пирожки с рыбкой. Вот у нас готовые круги из теста. Положите  на них сверху рыбку. Теперь сложите круг пополам, вот так. Осталось только придавить пальчиком края пирожка. (Показ воспитателя). Вот какие пирожки получились у ребят. Угощайтесь кошка с котятами. Скажите им: «Угощайтесь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека загадок по лексической теме "Домашние животные"

Картотека создавалась в помочь воспитателям в работе над лексическими темами....

Лексическая тема "Домашние животные" (средняя группа)

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные"...

Картотека подвижных игр и игровых упражнений по теме "Домашние животные" с детьми раннего возраста

Подвижные игры по теме "Домашние животные" с детьми раннего возраста....

Презентация по теме: "Домашние животные" для детей раннего возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр по теме «Домашние животные» с детьми раннего возраста

В своей работе с детьми раннего возраста, я часто использую подвижные игры и игровые упражнения на разные лексические темы. Для удобства работы я сделала несколько картотек. Одну хочу предложить Вашем...

Картотека подвижных игр по теме "Домашние животные" с детьми раннего возраста

Картотека подвижных игр по теме "Домашние животные" с детьми раннего возраста...

Игры и упражнения по лексической теме: «Домашние птицы» для детей раннего возраста

Игры и упражнения по лексической теме:«Домашние птицы» для детей раннего возрастаКомплекс утренней гимнастики «Петя-петушок»....