Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект отрытого занятия  по развитию связной речи детей с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский сад № 20 «Родничок»

Конспект отрытого занятия  по развитию связной речи детей с использованием мнемотехники:

«Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского.

Старший дошкольный возраст

Воспитатель: Мигачева Т. А.

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной

опорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий.

Задачи:

- формирование действий целенаправленного восприятия текста;

- развитие умений пересказа текста (с опорой на мнемотаблицу);

- закрепление умений грамматически правильного оформления

высказываний; м

- актуализация словаря по теме «Времена года»;

- закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов;

- упражнение над интонационной выразительностью речи.

Методические приемы: беседа, загадки, рассматривание иллюстраций,

моделирование; лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов,

синонимов, родственных слов); чтение рассказа, сюрпризный момент.

Оборудование: картины с изображением времен года; иллюстрации

к рассказу; мнемосхемы для пересказа; карточки с восклицательными и

вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.

Сегодня утром я обнаружила посылку с надписью «Детям детского сада «Родничок». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Посмотрите, здесь книга, письмо, и карточки символы.  Давайте сначала причитаем письмо? (Да) Читаю! 

«Здравствуйте дорогие дети.

Пишет Вам Осень. Нас  четыре сестры, четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили мы  дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето»

 Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.

 Вот оказывается, кто нам прислал письмо. Осень. О чем написала нам Осень? О том что зима  решила, что она самая главная!

Ребята, а как вы думаете, кто самый главный из времен года и почему?   Ответы.

Так мы можем спорить очень долго. Ведь сколько людей, столько и мнений.

 Как  же помочь временам года определить, кто же главный?

Как вы думаете, что поможет нам его разрешить? ( Прочитать в книге…)

 Вот же, у нас есть книга! Любой ответ можно, можно найти в книге.  Здесь даже есть закладка!

 Я прочитаю вам рассказ Константина Ушинского  «Четыре желания», который поможет нам разобраться. Какое время года самое главное. Слушайте внимательно.

Вывешиваю свою мнемодорожку и начинаю читать.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу«Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

—Куда записали его желание? (В записную книжку)

Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.

(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)

б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Педагог:

- О каком времени года говорится?

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

Куда Митя записал свое желание(Митя записал желание в записную книжку.) А теперь возьмите вторую полоску листа.

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Закрепление навыка подбора антонимов.

Погода теплая, а наоборот — холодная

Осень ранняя, а наоборот — поздняя

День длинный, а наоборот — короткий

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются

Дети грустные, а наоборот - веселые

Настроение плохое, а наоборот — хорошее

Урожай маленький, а наоборот — большой

- Тропинка узкая, а дорога – широкая

- Рыбка крупная, а наоборот – мелкая

- Облако белое – туча чёрная

- Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий

- Дедушка старый, а внук молодой

- Дерево высокое, а куст низкий

в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственных слов к слову рыба.

Педагог: Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету

конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Педагог:

- Какое время года настало?

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Молодцы. А теперь снова поиграем. Встали все поиграем.

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.) Садимся, продолжаем.

г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.

Вывешиваю четвёртую полоску.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и

желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу«Осень лучше всех времен года!»

Педагог:

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

Физминутка

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

А сейчас я вам предлагаю, разбиться на команды. Для этого у вас есть значки, найдите детей с похожими значками.   Какое время года у вашей команды. Пройдите за столы. Найдите стол с соответствующим значком.

Каждая команда составит мнемодорожку по рассказу это ваш план рассказа , и кто-то один, перескажет о своем времени года, последовательно, выразительно и самостоятельно

Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Дети какой вывод можно сделать? Что все времена года одинаково важны!!!

 Итог занятия. Чем занимались на занятии.

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.

Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект ООД по коммуникации (речевое общение) в подготовительной к школе группе на тему: «Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Д. Ушинского (с использованием мнемотехники)

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с нагляднойопорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий....

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: пересказ рассказа «Четыре желания» Ушинский К.Д.

Цель: создать условия для обучения детей пересказу.Задачи:упражнять в пересказе художественного текста последовательно и точно, без пропусков и повторений;показать разные способы степеней сравнения пр...

НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Четыре желания" К. Д. Ушинского"

Цель: Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского.Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать ...

конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)

конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)...