Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект отрытого занятия по развитию связной речи детей с использованием мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 20 «Родничок»
Конспект отрытого занятия по развитию связной речи детей с использованием мнемотехники:
«Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского.
Старший дошкольный возраст
Воспитатель: Мигачева Т. А.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной
опорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- формирование действий целенаправленного восприятия текста;
- развитие умений пересказа текста (с опорой на мнемотаблицу);
- закрепление умений грамматически правильного оформления
высказываний; м
- актуализация словаря по теме «Времена года»;
- закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов;
- упражнение над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы: беседа, загадки, рассматривание иллюстраций,
моделирование; лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов,
синонимов, родственных слов); чтение рассказа, сюрпризный момент.
Оборудование: картины с изображением времен года; иллюстрации
к рассказу; мнемосхемы для пересказа; карточки с восклицательными и
вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.
Сегодня утром я обнаружила посылку с надписью «Детям детского сада «Родничок». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Посмотрите, здесь книга, письмо, и карточки символы. Давайте сначала причитаем письмо? (Да) Читаю!
«Здравствуйте дорогие дети.
Пишет Вам Осень. Нас четыре сестры, четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили мы дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето»
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.
Вот оказывается, кто нам прислал письмо. Осень. О чем написала нам Осень? О том что зима решила, что она самая главная!
Ребята, а как вы думаете, кто самый главный из времен года и почему? Ответы.
Так мы можем спорить очень долго. Ведь сколько людей, столько и мнений.
Как же помочь временам года определить, кто же главный?
Как вы думаете, что поможет нам его разрешить? ( Прочитать в книге…)
Вот же, у нас есть книга! Любой ответ можно, можно найти в книге. Здесь даже есть закладка!
Я прочитаю вам рассказ Константина Ушинского «Четыре желания», который поможет нам разобраться. Какое время года самое главное. Слушайте внимательно.
Вывешиваю свою мнемодорожку и начинаю читать.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.
(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)
б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами
Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог:
- О каком времени года говорится?
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.) А теперь возьмите вторую полоску листа.
Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
Погода теплая, а наоборот — холодная
Осень ранняя, а наоборот — поздняя
День длинный, а наоборот — короткий
Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
Дети грустные, а наоборот - веселые
Настроение плохое, а наоборот — хорошее
Урожай маленький, а наоборот — большой
- Тропинка узкая, а дорога – широкая
- Рыбка крупная, а наоборот – мелкая
- Облако белое – туча чёрная
- Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий
- Дедушка старый, а внук молодой
- Дерево высокое, а куст низкий
в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственных слов к слову рыба.
Педагог: Читаем дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Педагог:
- Какое время года настало?
Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Молодцы. А теперь снова поиграем. Встали все поиграем.
Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.) Садимся, продолжаем.
г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.
Вывешиваю четвёртую полоску.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и
желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Педагог:
Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)
Физминутка
Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!
А сейчас я вам предлагаю, разбиться на команды. Для этого у вас есть значки, найдите детей с похожими значками. Какое время года у вашей команды. Пройдите за столы. Найдите стол с соответствующим значком.
Каждая команда составит мнемодорожку по рассказу это ваш план рассказа , и кто-то один, перескажет о своем времени года, последовательно, выразительно и самостоятельно
Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Дети какой вывод можно сделать? Что все времена года одинаково важны!!!
Итог занятия. Чем занимались на занятии.
Сюрпризный момент
Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
Занятие базируется на произведении художественной литературы К. Ушинского "ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....
Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...
Конспект ООД по коммуникации (речевое общение) в подготовительной к школе группе на тему: «Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Д. Ушинского (с использованием мнемотехники)
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с нагляднойопорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий....
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: пересказ рассказа «Четыре желания» Ушинский К.Д.
Цель: создать условия для обучения детей пересказу.Задачи:упражнять в пересказе художественного текста последовательно и точно, без пропусков и повторений;показать разные способы степеней сравнения пр...
НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Четыре желания" К. Д. Ушинского"
Цель: Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского.Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать ...
конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)
конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)...