Конспект совместной деятельности во второй младшей группе по заучиванию стихотворения методом кодирования «Здравствуй, солнышко – колоколнышко».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Шавикова Татьяна Ивановна

Данный материал поможет детям  методом кодирования выделять признаки объекта и  запоминать стихотворный текст; упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе по заучиванию стихотворения методом кодирования

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко».

                                                   Автор: Шавикова Т.И, воспитатель

                                                   МБДОУ «Детский сад № 17 «Чебурашка»

                                                   города Новочебоксарска

                                                   Чувашской Республики

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе, поддерживать стремление детей воспроизводить небольшое стихотворение

Задачи:

Обучающие:  Помочь детям  методом кодирования выделять признаки объекта и  запоминать стихотворный текст; упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков.

Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, развивать  память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:  воспитывать эстетические чувства и    интерес к литературным произведениям разных жанров.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, обогащать словарь детей эпитетами, побуждать правильно пользоваться интонацией при чтении стихотворения;  ввести в активную речь словесный оборот    такой же, как.. .

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог,  загадка,  чтение стихотворения «Солнышко», заучивание стихотворения при помощи метода кодирования, словесные игры «Скажи, какой», «Закончи предложение», динамическая пауза «Солнышко».

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о весне, солнце, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.

Материал и оборудование: изображение солнца, книга, плотная большой лист бумаги (желательно формата А3) разделенный на сектора, для кодирования стихотворения, планшет для составления сравнений (примерный планшет описан в книге Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников»), раздаточный материал для игры «Хорошо – плохо».

Место проведения: групповая комната, разделенная на 2 зоны:

  1. Игровая зона.
  2. Зона со столом и магнитной доской.

Индивидуальная работа: поддержка детской инициативы.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Воспитатель: 

Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а кто это -  вам нужно угадать. Слушайте внимательно загадку. 

Доброе, лучистое

На людей глядит,

а людям на себя

Глядеть не велит. ( солнце)

  1. Основная часть.

Воспитатель: 

Правильно, к нам сегодня в гости заглянуло солнышко. Посмотрите, какое оно? (веселое, желтое, доброе, круглое, лучистое, весеннее и т.д.).

Ребята, солнце принесло для нас книгу. Хотите узнать, что написано  в книге. Здесь стихотворение про солнце. Садитесь удобнее и  внимательно слушайте.                

      3. Чтение стихотворение Г.Бойко «Солнышко»

Тучка спряталась за лес,

смотрит солнышко  с небес.

И такое чистое,

доброе, лучистое!

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

    Воспитатель: Понравилось вам стихотворение. О чем оно? (о солнышке). Ребята, я предлагаю выучить это стихотворение и рассказать его нашей гостье.  Это ее очень обрадует.  А вначале мы сделаем рисунки к этому стихотворению.

        4. Кодирование стихотворения. Воспитатель еще раз построчно читает стихотворение, дети подсказывают, какими рисунками кодировать текст.

Воспитатель:   Молодцы. Послушайте стихотворение  еще раз.

Повторное чтение стихотворения  с наглядным материалом.

Воспитатель:  Ребята,  кто из вас хочет рассказать стихотворение солнышку? 

         5. Чтение  стихотворения детьми.

Воспитатель:   Молодцы, ребята. Вы так хорошо рассказывали.  Солнышко говорит нам спасибо.

          6.  Физкультминутка:

Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.  (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.  (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.  (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

        7. Д/И «Такой же как». Составление сравнений. (Метод ТРИЗ)

Воспитатель:   А сейчас я начну  предложение, а вам нужно  его закончить:

Солнце  желтое, как………….(лимон, одуванчик, цыпленок)

Солнце  круглое, как…………(колобок, кольцо, мяч, колесо, руль)

Солнце горячее, как………(лампочка,  чайник, батарея).

        8.  Д/и «Хорошо – плохо»

Воспитатель:   Солнце это хорошо или плохо?

- Солнце это хорошо? (стало тепло, стали  расти  трава и цветы, прилетели птицы, можно одеть легкую куртку)

- Скажите, а бывает что солнце плохо? (можно обгореть, от солнца снеговик на участке растаял, снег растаял, и стало много луж, грязно)

-  Правильно, умницы. Давайте мы с вами улыбнемся, как солнышко нам улыбается, и подарим друг другу хорошее настроение. А наше солнышко будет за нами наблюдать и дарить нам тепло и радость.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах.  М., 1960.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей.  М., 1981.

4. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду.- М., 1981

5. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Научн. Руководитель Л.А. Парамонова. – 5-ое издание. – М.:ТЦ Сфера, 2015.

6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.  СПб., 2004.

7. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2015.

8. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.  М., 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе на тему «В гостях у трёх поросят»

Интеграция образовательных направлений: Социально-коммуникативных, познавательное, речевое, художественное-эстетическое.Цель: Развивать познавательные способности; воспитывать интерес, заботу, любовь ...

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе.

Тема: " Путешествие в осенний лес."Цель: Знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет ,форма. )...

Конспект совместной деятельности детей второй младшей группы «Сказка о глупом мышонке»

Конспект совместной деятельностидетей второй младшей группы«Сказка о глупом мышонке»  Цель: создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к м...

Конспект совместной деятельности для второй младшей группы "В гостях у казака"

Занятие проведено в рамках внедрения национального компонента в образовательную программу ДОУ...

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках....

Конспект Образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада "Путешествие Капельки. Подвижная игра "Солнышко и дождик"

Конспект ОД    во второй младшей группе:Экологическая игра «Путешествие капельки»Подвижная игра «Солнышко и дождик»Цель:  дать детям знания о значении воды ...