Проект "Путешествие по русским народным сказкам"
проект по развитию речи (старшая группа)

Кочарян Ольга Александровна

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

(для старшего дошкольного возраста)

Подготовила Воспитатель: Кочарян О.А.

        2021г.

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Тип проекта.

  • Информационно-творческий
  • Кратковременный
  • Групповой.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

Участники проекта.

Дети старшей группы, воспитатель, родители.

1.        Книжки        –        раскраски,        картинки        и        иллюстрации        с изображениями героев сказок.

Цель проекта:

  • развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
  • воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
  • раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать

«сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.

  1. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
  2. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Этапы проекта:

  1. Этап - Подготовительный (разработка проекта).

  • определение проблемы;
  • постановка цели, задач;
  • обсуждение проекта с родителями.
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти

стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций с

изображением героев сказок.

Речевое развитие

  1. Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».
  2. Занятие по сказке «Заяц - хваста».
  3. Беседы с детьми о прочитанном.

Ознакомление с художественной

литературой

Чтение и обсуждение сказок.

Пересказ разных сказок.

Театральная деятельность

Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался».

Кукольный спектакль «Волшебный цветок».

Рисование

Занятие «Мой любимый сказочный

герой». Занятие «Петушок – золотой гребешок».

Аппликация

Занятие «Платье для Золушки».

Занятие «Сказочный домик».

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

2) Консультация «Знакомство со сказками».

Пути реализации проекта:

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
  3. Создание        групповой        книги        «Путешествие        по        русским        народным сказкам».
  4. Изготовление декораций, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

  1. Чтение разных сказок;
  2. Рисование детьми героев сказок.
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  5. Самостоятельное составление сказок.
  6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  7. Иллюстрирование        прочитанных        сказок,        сказок        собственного сочинения.
  8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  9. Загадки о сказках, героях сказок.

Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Чтение сказок с детьми.
  3. Придумывание сказок с детьми.
  4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

2. Этап – Исследовательский, заключительный

  • работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  • Создание групповой книги «Путешествие по русским народным сказкам».
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата
  • обобщение результатов работы, формулировка выводов

-составление рекомендаций.

Итоги, выводы.

В        результате        проектной        деятельности        была        подтверждена        гипотеза        и сформулированы следующие выводы:

Через восприятие сказок мы:

  • воспитываем детей
  • развиваем выразительную, образную речь
  • развиваем логическое мышление
  • развиваем творческую активность
  • развиваем нравственные качества личности

Мы        выполнили        намеченный        план        проекта,        изучили        все        материалы, разработали рекомендации.

Приложения к проекту 1 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО СКАЗКАМ:

«РЕПКА», «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок. Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную

отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

  1. Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
  2. Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
  3. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»). Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»). Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке

«Репка» (шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с

крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра

«Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон». Ход занятия:

  1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает

книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.

  1. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали,

пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои

столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя). Воспитатель:Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

  1. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).

Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала

кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все

ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).

Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?

  1. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали). Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да). Кто назовет присказку к этой сказке? (Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила, Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!) Подвижная игра «Лиса и зайцы».

  1. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание). Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у

кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет

соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).

  1. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем. Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь

давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и

составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

  1. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски,

карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКЕ:

«ЗАЯЦ - ХВАСТА».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок. Задачи:

  1. Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.
  2. Учить характеризовать произведение; совершенствовать

интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».

  1. Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.
  2. Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но

геометрические фигуры разные).

  1. Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
  2. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей

сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказывание сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками,

драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».

Ход занятия:

  1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, русские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).

А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были). Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.

Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).

Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).

Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки

«Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом –

«ищ». Ответы детей).

Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?

  1. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).

Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).

Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).

  1. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).
  2. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядьте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.

Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать.

Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют

геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольник – ворона, прямоугольники – собаки).

Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).

  1. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку –

заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.

Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.

  1. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и

петух»? (Ответы детей).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКЕ:

«ТЕРЕМОК» и «КУРОЧКА РЯБА»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное

моделирование), сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

  1. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную

отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

  1. Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
  2. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Теремок»). Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).

Материал и оборудование: Книги – сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для

драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками – заместителями персонажей двух сказок.

У детей: конверты с более мелкими фигурками – заместителями к этим сказкам.

Приемы и методы: Показ кукольного театра – сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка – Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения – присказки к сказке, подвижная игра «Замри».

Ход занятия:

  1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам

сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома, называют сказку). Да,

действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик – «Теремок»).

Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха – горюха, комар – пискун и т.д.).

Воспитатель: Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?

(По синю морю корабль бежит. Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет, Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы веревку сорвать… -

это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)

  1. Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки – заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки – заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).

Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).

Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку

«Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).

Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает,

понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

  1. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь смотреть и слушать еще одну сказку.

Дети драматизируют сказку «Курочка – Ряба».

Знакома вам эта сказка? (Да!)

Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка – Ряба, мышка, яичко).

Сколько их? ( 5 ).

Какие они?

  1. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки – заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите

мне, какая фигурка – заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки – заместители и называют, кто кого будет означать).

Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета ?(Дети: зеленый квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка, серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. Уточнить ответы детей).

Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к. будем рассказывать по очереди. (Спрашивает детей рассказать и показать сказку. Дети рассказывают сказку с помощью

условных заместителей).

Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием. Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).

  1. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец! А еще какие концовки знаете? ( Дети называют по желанию: «Так они живут,

пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка – детский сад № 10

Конспект занятия

«Петя хвастался, смеялся,

Чуть лисе он не достался…»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание: Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.  Учить

детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Методические приёмы;

  1. Отгадывание загадок.
  2. Изображение у зеркала «Изобрази настроение».
  3. Драматизация сказки.
  4. Заключительный танец.

Ход занятия.

Педагог встречает детей под знакомую им музыку словами: Сказка долгожданная в гости к нам спешит,

Музыка знакомая об этом говорит.

Сказка вам, ребята, приготовила загадки. Что это за герои – узнайте в отгадках.

Он хвастливый очень-очень, Ходит гордо, между прочим. Хвастунишка в лес попал,

Чуть совсем там не пропал. (Петушок.)

Дети по просьбе воспитателя изображают перед зеркалом различное состояние петушка (гордый, испуганный), затем имитируют все вместе движения, которые соответствуют каждому его настроению. Очень юркая она, быстро говорит слова,

Но гордится так собой, что же это за герой? (Сорока).

Дети имитируют движение сороки (быстрые, ловкие), голосом торопливым ведут монолог.

Очень старая, большая, Петушку совет давала,

Голос грубый, очень низкий, Вы узнали кто она? ( Ворона).

Дети двигаются на корточках, переваливаясь медленно, тяжело, имитируя взмах крыльев.

Очень хитрая она,

Чуть не съела петуха. ( Лиса).

Дети двигаются плавно, ступают легко, взгляд у них хитрый, голосок в монологе ласковый.

Очень храбрый и отважный, Спас от смерти хвастуна,

У него ружьё большое,

Догадайтесь, кто он, друзья?        (Охотник).

Дети идут уверенным шагом, вскидывают ружьё и прицеливаются.

Петя без хвоста остался, Чуть лисе он не достался, Догадались вы, друзья.

Кто на смех поднял Петуха?        (Птичий двор).

Вас она повеселит!        Дети, по желанию, изображают любого обитателя птичьего двора, представляя его по- своему.

Далее педагог предлагает поиграть в эту сказку. Для этого, детям раздаются карточки, где изображены герои, роли которых они будут исполнять (карточки по количеству детей с рисунками героев: петуха, вороны, сороки, лисы, охотника, обитателей птичьего двора – кур, гусей, уток и т.д.) Если

кому из детей не понравится герой, которого он должен изобразить, воспитатель предлагает решить эту ситуацию другим детям (например, поменяться с ролями с кем- нибудь). Далее воспитатель вносит элементы

костюмов; дети наряжаются, размечают игровое пространство: лес, птичий двор; устанавливают декорации; ёлки, речку (голубая ткань) и т. д.

Проводится драматизация. Роль автора исполняет педагог.

По окончании звучит «Танец маленьких утят», т все герои танцуют этот весёлый танец.

Заканчивает занятие педагог словами под знакомый музыкальный мотив: Постарались вы, ребята,

Верю, сказка очень рада. В путь пора ей собираться И с ребятами прощаться.

К нам же сквозь пургу и вьюгу Сказка новая спешит,

Вам подарит радость встречи,

Приложения к проекту 2

Пословицы и поговорки. Присказки.

Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Берега кисельные, реки сытовые (молочные). Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве.

В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.

Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь — самому живу не быть.

Жил-был царь овес, он все сказки унес.

За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.

За тридевять земель, в тридесятом государстве. Змей-горыныч.

Из милости копытом траву-мураву досягает. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

На поле-поляне, на высоком кургане. Не белы снега в чистом поле забелелись Не за былью и сказка гоняется.

Не лебедь белая (серая) выплывала...

Не сизый орел, не ясный сокол подымается. Не туман сизый с разделу подымается...

Не черны леса дремучие чернеются... Небылица в лицах:

Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.

Облачается небесами, подпоясывается заря-ми, застегивается звездами. Огнем дышит, полымем пышет.

Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесятое царство, в тридевято государство.

Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.

Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Сапоги-самоходы.

Свинка — золотая щетинка.

Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Семи пяденей во лбу.

Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Сивка-бурка, вещий каурка.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Скатерть-хлебосолка.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Слышно, как трава растет.

Стань передо мной, как лист перед травой!

Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Сума, дай пить и есть.

Тише воды, ниже травы. Тугой лук.

Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.

Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Обеспечение.

Методическое:

  1. Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М.

«Сфера»,2006г.

  1. Русские народные сказки.
  2. Мордовские народные сказки.
  3. Запорожец        А.        Б.        и        др.»        Эмоциональное        развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
  4. Михайлова        А.        Я.        «Современный        ребёнок        и        сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
  6. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
  7. Инновации        в        логопедическую        практику.        Сост.        О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  8. Учимся,        говорим,        играем.        Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Материально – техническое:

  1. Аудиозаписи.
  2. Театральные куклы.
  3. Художественная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....