Консультация для родителе "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Валентина Николаевна Макаренко

Влияние потешек на развитие речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Comp\Desktop\s1200.jpg

Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс

формирования словаря у детей»

 С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит фольклор - особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

 Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда

забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.

 Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно

произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже

четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.

 Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой

существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

 Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его

общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют

потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас  малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

 Когда и как использовать потешки?

• когда ребенка одевают на прогулку;

• купают;

C:\Users\Comp\Desktop\s1200.jpg

• помогают заснуть;

• если ребенок шалит или капризничает;

• для игры с ним;

• для обучения малыша в игровой форме и пр.

 Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех

основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

 С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки,

колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки,

притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

 Эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.

Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на

игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением

потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

 Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами.

Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я, вот и вся моя семья.

 Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У собачки заболи

У кошки заболи

А у Маши заживи.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

C:\Users\Comp\Desktop\s1200.jpg

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка - водичка

Умой моё личико…

При причёсывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, наших деток не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше - вырастут побольше».

 Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.C:\Users\Comp\Desktop\4622c81538a1ee54a8868ed8585b045e--creative-art.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Как можно использовать потешку в практике для поддержания правил режима в период адаптации ребёнка...

Консультация для педагогов "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста"

 Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их о...

«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

laquo;Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходитф...