Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит
фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и
отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных
источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы
(загадки, потешки, считалки, колыбельные) .
Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они
отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию,
ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и
понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_poteshki_na_protsess_formirovaniya_detey.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит
фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и
отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных
источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы
(загадки, потешки, считалки, колыбельные) .
Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они
отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию,
ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и
понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных
и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое
прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление
подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные
слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию
слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно
соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в
чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между
речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность
движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит
соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и
формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием
рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и
активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период
детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности,
чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку
передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они
расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие,
способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Когда и как использовать потешки?
• когда ребенка одевают на прогулку;
• купают;
• помогают заснуть ;
• если ребенок шалит или капризничает;
• для игры с ним;
• для обучения малыша в игровой форме и пр.
Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова
соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и
готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования
потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма,
творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических
процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и
убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих
сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его
мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка,
развивает речь.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих
малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш
играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не
только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности
к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст.
Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые
слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки,
потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия,
включить их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к
новым для него условиям.
- Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку,
собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или:
Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или:
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием
перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения
малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У собачки заболи
У кошки заболи
А у Маши заживи.
или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к
режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка – водичка
Умой моё личико…
При причёсывании:
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…
Во время приёма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их
соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке,
создаем ощущение домашнего уюта:
«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи, наших деток не буди.
Наши детки будут спать, да большие вырастать.
Вот поспят подольше - вырастут побольше».
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на
чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она
должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные
образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.
Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у
детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство
ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной
деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его
красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о
ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Как можно использовать потешку в практике для поддержания правил режима в период адаптации ребёнка...
Консультация для педагогов "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста"
Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их о...
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
laquo;Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»...
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его много...