Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Кротова Лилия Фёдоровна

Консультация для родителей

«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит

фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и

отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных

источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы

(загадки, потешки, считалки, колыбельные) .

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они

отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию,

ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и

понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_poteshki_na_protsess_formirovaniya_detey.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит

фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и

отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных

источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы

(загадки, потешки, считалки, колыбельные) .

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они

отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию,

ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и

понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных

и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое

прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление

подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.

Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные

слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию

слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно

соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в

чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между

речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность

движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит

соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и

формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием

рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и

активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического

благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период

детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности,

чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку

передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они

расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие,

способствуют ознакомлению с окружающим миром.

Когда и как использовать потешки?

• когда ребенка одевают на прогулку;

• купают;

• помогают заснуть ;

• если ребенок шалит или капризничает;

• для игры с ним;

• для обучения малыша в игровой форме и пр.

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова

соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и

готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования

потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма,

творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических

процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и

убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих

сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его

мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка,

развивает речь.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих

малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш

играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не

только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности

к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст.

Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые

слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки,

потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия,

включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к

новым для него условиям.

- Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку,

собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

или:

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

или:

Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием

перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения

малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У собачки заболи

У кошки заболи

А у Маши заживи.

или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к

режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка – водичка

Умой моё личико…

При причёсывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их

соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке,

создаем ощущение домашнего уюта:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, наших деток не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше - вырастут побольше».

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на

чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она

должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные

образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у

детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство

ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной

деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его

красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о

ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Как можно использовать потешку в практике для поддержания правил режима в период адаптации ребёнка...

Консультация для педагогов "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста"

 Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их о...

«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

laquo;Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»...

«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его много...