«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
статья по развитию речи

Шаихова Наталья Александровна

Использование методов мнемотехники: развивает речемыслительную деятельность детей; облегчает запоминание и увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_detey.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Еще раз повторим, что суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы (ёлочка - зелёная, колобок –жёлтый и др). Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры  (круг, квадрат)  и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть  «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

После знакомства с мнемоквадратом, задание усложняется, демонстрируются мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.  Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную  «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Таким образом, использование методов мнемотехники: развивает речемыслительную деятельность детей; облегчает запоминание и увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает основные психические процессы; развивает творчество у детей.

    «Использование мнемотехники работе с детьми»

Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Для малышей:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Старшим дошкольникам  даётся усложнение:

1.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
        2. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.

Методические требования к мнемотаблицам

(при описании предмета):

- Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков);

- Цвет: нарисованы цветовые пятна;

- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

- Величина: нарисованы два предмета контрастной величины.

-Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк,ситец…).

- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.

Алгоритм при разучивании стихотворений:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме;

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу;

6.Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Алгоритм при пересказе:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...